![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ |
![]() |
![]() ![]() |
![]() Аптека и рынок. Фармацевтические кадры. |
![]() |
![]() О необходимости подготовки провизора-консультанта (в системе самопомощи и самопрофилактики здравоохранения России) ![]() |
![]() |
Е. А. ФЕДИНА, канд. фарм. наук, г. Москва |
![]() |
Здоровье населения любой страны - главнейшая составляющая ее безопасности. Общепризнанно, что повышение уровня здоровья населения - важнейший фактор формирования человеческого потенциала, выражающийся в увеличении продолжительности жизни, в течение которой приобретаются, накапливаются, множатся, передаются последующим поколениям знания, навыки, опыт. Поэтому основные задачи и научные направления в системах здравоохранения разных стран мира сводятся к возможностям продления жизни человека при обеспечении ее качества, в т. ч. путем совершенствования медицинской, а следовательно, и фармацевтической помощи. |
![]() |
В последние годы наблюдается повышение уровня общих знаний населения, касающихся здоровья и его сохранения; возрастает ответственность каждого гражданина за собственное здоровье и здоровье своих родных и близких; выделяется целая область в здравоохранении - самопомощь и самопрофилактика [1].
Таким образом, вопросы, касающиеся здоровья каждого из нас, находятся в сфере интересов государства, системы здравоохранения, индивидуума. Россия в конце 80-х - начале 90-х годов - страна начавшихся экономико-политическо-социальных преобразований, вызвавших резкое падение жизненного уровня ее населения. В сфере здравоохранения в эти годы катострофически ухудшается качество и уменьшаются объемы предоставляемой медицинской помощи. К началу 90-х годов складываются объективные предпосылки и условия, позволяющие на новом качественном уровне развивать и пропагандировать элементы здорового образа жизни, провозглашать принципы самопрофилактики и самопомощи (табл. 1). Произошедшие изменения оказали определенное воздействие на отношение к своему здоровью, а именно - от мер по самопомощи и профилактике до откровенного неответственного самолечения. Поэтому не случайно нами было акцентировано внимание на термине "самолечение" и предложено ввести такие понятия, как "самопрофилактика" и "самопомощь" [1]. Тем более что с появлением новых продуктов: биологически активных добавок к пище (БАД), лечебной косметики, различных ИМН - поддержание здоровья получило профилактическую направленность. |
![]() |
![]() |
![]() |
С нашей точки зрения, самопрофилактика заболеваний заключается в принятии населением мер по улучшению качества жизни индивидуума; уменьшению риска возникновения заболевания; выявлению симптомов заболевания на самой ранней стадии для предотвращения развития болезни или для более легкого ее протекания; предотвращению рецидивов заболевания и его перехода в хроническую форму. Самопомощь подразумевает те случаи, когда необходимо облегчить свое состояние при наличии тех или иных недомоганий, в момент обострения хронического заболевания до обязательного посещения врача; оказать первую медицинскую помощь до прибытия врача; воспользоваться разного рода аптечками (домашними, автомобильными, матери и ребенка и т. д.). Таким образом, самопрофилактика и самопомощь - это область (часть, сектор) здравоохранения, которая должна осуществлять комплекс мероприятий, направленных на воспитание ответственности граждан за свое здоровье, их просвещение в этой сфере и предоставление медицинских и фармацевтических услуг, позволяющих им (гражданам) реализовать право на самостоятельную охрану своего здоровья. На данном этапе развития указанного сектора чрезвычайно важно на государственном уровне регламентировать обязанность и ответственность всех структур первичной профилактической, медицинской и фармацевтической помощи, а также определить роль врачей и фармацевтических работников в формировании мировоззрения каждого пациента в области самопомощи и самопрофилактики и ответственной реализации ими (т.е. фармацевтическими работниками и врачами) этих функций. Каковы же позитивные составляющие образования сектора самопомощи и самопрофилактики? Обратимся к табл. 2. |
![]() |
![]() |
![]() |
Рассмотрим негативные составляющие сектора самопомощи и самопрофилактики (потенциальных опасностей и рисков). На уровне государства и системы здравоохранения:
|
![]() |
![]() |
![]() |
На уровне медицинских работников:
|
![]() |
![]() |
![]() |
На уровне потребителя:
|
![]() |
![]() |
![]() |
Поэтому вполне закономерно то, что в условиях формирования цивилизованного фармацевтического рынка и сектора самопомощи и самопрофилактики возрастает роль фармацевтического работника. Специалисту с фармацевтическим образованием все чаще приходится выполнять функции консультанта (ибо именно он является самым доступным специалистом для пациента) по вопросам грамотного использования ЛС, ИМН, парафармацевтической продукции, а также пропаганды здорового образа жизни. О том, что фармацевтический работник играет все большую роль в системе самопомощи и самопрофилактики, свидетельствует целый ряд публикаций как в нашей стране, так и за рубежом [2, 3, 4, 5, 6]. Говоря о роли аптеки и фармацевтических работников в системе самопомощи и самопрофилактики, включая БРО ЛС, следует знать, насколько готов сегодняшний специалист фармацевтического профиля к новым требованиям. Проведенные исследования в НИИ фармации Минздрава России (1999-2000 г.) показали, что в настоящее время фармацевтические работники не всегда могут (готовы) ответственно подойти к вопросам безрецептурного отпуска ЛС, с тем чтобы до минимума снизить риск от их применения: они не всегда располагают необходимым объемом знаний для оказания высокопрофессиональных информационно-консультационных услуг. На пробелы в знаниях указывали специалисты разных возрастных категорий и имеющие различный опыт практической работы. Многие из них не связывают услугу оказания грамотной консультации с обеспечением коммерческого успеха аптечного предприятия. Им пока трудно осознать свою миссию в системе самопомощи и самопрофилактики. В этой связи к фармацевтическому работнику должны предъявляться совершенно новые требования, заключающиеся в знании и умении оказывать высокопрофессиональные информационно-консультационные услуги [7, 8]. Выявленные недостатки в образовании фармацевтических работников заставляют задуматься о необходимости разработки учебных программ для всех систем получения высшего, среднего, последипломного фармацевтического образования по проблемам самопомощи и самопрофилактики, включая БРО ЛС [9]. |
![]() |
![]() |
![]() |
Вопросы совершенствования фармацевтического образования периодически освещались на страницах как периодической фармацевтической печати, так и в материалах конференций, конгрессов и т. д. Большой опыт в постдипломной подготовке фармацевтов по циклу "Безрецептурный отпуск лекарственных средств и техника продаж" накоплен в фармацевтическом колледже г. Санкт-Петербурга [10]. Опыт работы Пермской государственной фармацевтической академии показывает, что большим интересом и спросом среди провизоров пользуется 96-часовой цикл повышения квалификации "Актуальные вопросы патологии, фармакологии и фитотерапии" [11]. Сотрудники Информационно-образовательного центра Рязанского медицинского университета успешно решают задачи по созданию и внедрению в учебный процесс образовательных программ для провизоров по актуальным проблемам рационального использования ЛС [12, 13]. Этическим и психологическим аспектам уделяется большое внимание в рамках последипломного обучения провизоров в Рязанском медицинском университете [14]. Некоторые аспекты совершенствования фармацевтического образования звучали в выступлениях участников VII Международной специализированной выставки "Аптека 2000" и Второй Международной ассамблеи "Новые медицинские технологии" [15, 16, 17]. По нашему глубокому убеждению, говоря о требованиях, объеме и формах оказания фармацевтической информационно-консультационной услуги потребителю/пациенту, необходимо исходить из знания всех ее (услуги) составляющих, таких как:
|
![]() |
![]() |
![]() |
Необходимо приобретать специальные навыки и умения, а именно:
Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что настало время вносить необходимые коррективы в программу подготовки специалистов фармацевтического профиля. Более того, считаем целесообразным ввести специальность: провизор-консультант. Решение этого вопроса должно быть незамедлительным, поскольку первые специалисты такого профиля реально могут появиться не ранее чем через 5-6 лет, т. к. реорганизация фармацевтического образования должна проходить комплексно, учитывая потребность сегодняшнего дня в специализации и других профилей. Некоторым образом компенсировать существующее положение в образовании фармацевтических работников смогут факультеты последипломного образования и курсы повышения квалификации. Однако и в том, и другом случае требуется разработка единых подходов к формированию программ для всех систем фармацевтического образования. |
![]() |
![]() |
![]() |
К настоящему времени в этом направлении нами уже наработаны следующие материалы:
ОТ РЕДАКЦИИ: Обращаем ваше внимание, уважаемые читатели, что в IV квартале 2001 г. в серии "Библиотека руководителя фармпредприятия" вы получите книгу "Безрецептурный отпуск лекарственных средств в системе самопомощи и самопрофилактики". В рубрике журнала "Фармацевтический практикум" мы будем знакомить вас с тестовыми заданиями из Сборника с целью оказания помощи в работе фармацевтического кружка вашей аптеки. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Т а б л и ц а 2 Позитивные составляющие сектора самопомощи и самопрофилактики в России
|
![]() |
![]() |
![]() |
С П И С О К
|
![]() |
![]() |