новая аптека
журнал для руководителя и главного бухгалтера

ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ


hr

hr
Аптека и рынок.
Фармацевтические кадры.




О необходимости подготовки провизора-консультанта
(в системе самопомощи и самопрофилактики здравоохранения России)
Е. А. ФЕДИНА,
канд. фарм. наук, г. Москва



Здоровье населения любой страны - главнейшая составляющая ее безопасности. Общепризнанно, что повышение уровня здоровья населения - важнейший фактор формирования человеческого потенциала, выражающийся в увеличении продолжительности жизни, в течение которой приобретаются, накапливаются, множатся, передаются последующим поколениям знания, навыки, опыт. Поэтому основные задачи и научные направления в системах здравоохранения разных стран мира сводятся к возможностям продления жизни человека при обеспечении ее качества, в т. ч. путем совершенствования медицинской, а следовательно, и фармацевтической помощи.



В последние годы наблюдается повышение уровня общих знаний населения, касающихся здоровья и его сохранения; возрастает ответственность каждого гражданина за собственное здоровье и здоровье своих родных и близких; выделяется целая область в здравоохранении - самопомощь и самопрофилактика [1].

Таким образом, вопросы, касающиеся здоровья каждого из нас, находятся в сфере интересов государства, системы здравоохранения, индивидуума.

Россия в конце 80-х - начале 90-х годов - страна начавшихся экономико-политическо-социальных преобразований, вызвавших резкое падение жизненного уровня ее населения. В сфере здравоохранения в эти годы катострофически ухудшается качество и уменьшаются объемы предоставляемой медицинской помощи. К началу 90-х годов складываются объективные предпосылки и условия, позволяющие на новом качественном уровне развивать и пропагандировать элементы здорового образа жизни, провозглашать принципы самопрофилактики и самопомощи (табл. 1).

Произошедшие изменения оказали определенное воздействие на отношение к своему здоровью, а именно - от мер по самопомощи и профилактике до откровенного неответственного самолечения. Поэтому не случайно нами было акцентировано внимание на термине "самолечение" и предложено ввести такие понятия, как "самопрофилактика" и "самопомощь" [1]. Тем более что с появлением новых продуктов: биологически активных добавок к пище (БАД), лечебной косметики, различных ИМН - поддержание здоровья получило профилактическую направленность.

вверх

С нашей точки зрения, самопрофилактика заболеваний заключается в принятии населением мер по улучшению качества жизни индивидуума; уменьшению риска возникновения заболевания; выявлению симптомов заболевания на самой ранней стадии для предотвращения развития болезни или для более легкого ее протекания; предотвращению рецидивов заболевания и его перехода в хроническую форму.

Самопомощь подразумевает те случаи, когда необходимо облегчить свое состояние при наличии тех или иных недомоганий, в момент обострения хронического заболевания до обязательного посещения врача; оказать первую медицинскую помощь до прибытия врача; воспользоваться разного рода аптечками (домашними, автомобильными, матери и ребенка и т. д.).

Таким образом, самопрофилактика и самопомощь - это область (часть, сектор) здравоохранения, которая должна осуществлять комплекс мероприятий, направленных на воспитание ответственности граждан за свое здоровье, их просвещение в этой сфере и предоставление медицинских и фармацевтических услуг, позволяющих им (гражданам) реализовать право на самостоятельную охрану своего здоровья.

На данном этапе развития указанного сектора чрезвычайно важно на государственном уровне регламентировать обязанность и ответственность всех структур первичной профилактической, медицинской и фармацевтической помощи, а также определить роль врачей и фармацевтических работников в формировании мировоззрения каждого пациента в области самопомощи и самопрофилактики и ответственной реализации ими (т.е. фармацевтическими работниками и врачами) этих функций.

Каковы же позитивные составляющие образования сектора самопомощи и самопрофилактики? Обратимся к табл. 2.

вверх

Рассмотрим негативные составляющие сектора самопомощи и самопрофилактики (потенциальных опасностей и рисков).

На уровне государства и системы здравоохранения:

  1. Экономический ущерб (хотя его подсчет в настоящее время практически невозможен) от неграмотного обращения с ЛС, БАД и др.

  2. Отсутствие необходимой нормативной базы в полном объеме.

  3. Несовершенство системы регистрации: ввод на рынок необязательных, малоэффективных, малоизученных ЛС, БАД и др. Лоббирование интересов некоторых фирм. Хаотичное развитие фармацевтического рынка.

  4. Отсутствие должного контроля каналов дистрибьюции, включая MLM (сетевой маркетинг).

  5. Фальсификация ЛС.

  6. Отсутствие обязательных требований (стандартов) к информации и рекламе. Нарушение этических норм на всех этапах продвижения продуктов, включая и рекламу. Коммерциализация информации.

  7. Отсутствие общефедеральной комплексной системы мониторинга побочных реакций при использовании продуктов безрецептурного рынка.

  8. Отсутствие системы, занимающейся популяризацией необходимых знаний и контролем в системе самопомощи и самопрофилактики. Отсутствие образовательных программ в дошкольных и школьных учреждениях, а также в структурах получения среднего и высшего образования. Отсутствие качественных источников для самообразования.
вверх

На уровне медицинских работников:

  1. Как правило, врачи не интересуются проблемами состояния здоровья в целом, не расспрашивают пациента о принимаемых ими безрецептурных продуктах, характере питания. Практически не учитывают тот факт, что из множества ощущаемых пациентом симптомов только около 10-30 % доводятся до внимания врача. (Например, пациент, находящийся на приеме у врача-окулиста, вряд ли сам будет сообщать о том, что у него геморрой, а окулист вряд ли вообще чем-то будет интересоваться сам, кроме глазного яблока пациента.)

  2. Фармацевтические работники в настоящее время пока еще в целом не подготовлены к работе в качестве консультантов из-за недостаточности образования. Иногда действия фармацевтических работников направлены на увеличение товарооборота своего предприятия любыми способами, к сожалению, не всегда законными и этичными.
вверх

На уровне потребителя:

  1. Ошибочная самодиагностика: большая вероятность неверного распознания симптома.

  2. Неправильная фармакотерапия: подобрано не то лекарственное средство; ошибка в выборе дозы (избыточная или неадекватная); неправильно выбранная схема приема.

  3. Неправильное применение.

  4. Незнание синонимов (МНН).

  5. Игнорирование имеющихся заболеваний (возможно, хронических), проивопоказаний, получения совета профессионала.

  6. Незнание и неучитывание возможного взаимодействия ЛС, БАД, пищи.

  7. Несообщение (неумышленное и умышленное умалчивание) на врачебном приеме о принимаемых ЛС, БАД, особенностях питания; о всех проблемах со здоровьем.

  8. Незнание как и кому и/или нежелание сообщить о возникших побочных эффектах от приема ЛС, БАД.

  9. Незнание как и/или неспособность распознать побочные эффекты.

  10. Незнание групп риска: кормящие и беременные женщины, дети, некоторые категории хронических больных и т. д.

  11. Незнание о возможности получения тяжелых побочных эффектов, в т. ч. от незнания специфических фармакологических рисков.

  12. "Увлеченное" самолечение:
    а) чрезмерно длительное (а вдруг еще рано?);
    б) "обожаю полечиться";
    в) незнание (или перестраховка), когда уже наступил результат.

  13. Возможное привыкание и зависимость.

  14. Неправильное хранение ЛС, БАД.

  15. Использование ЛС и БАД с истекшим сроком годности.

  16. Отдаленность места проживания от возможного места получения профессиональной помощи или консультации.
вверх

Поэтому вполне закономерно то, что в условиях формирования цивилизованного фармацевтического рынка и сектора самопомощи и самопрофилактики возрастает роль фармацевтического работника. Специалисту с фармацевтическим образованием все чаще приходится выполнять функции консультанта (ибо именно он является самым доступным специалистом для пациента) по вопросам грамотного использования ЛС, ИМН, парафармацевтической продукции, а также пропаганды здорового образа жизни. О том, что фармацевтический работник играет все большую роль в системе самопомощи и самопрофилактики, свидетельствует целый ряд публикаций как в нашей стране, так и за рубежом [2, 3, 4, 5, 6].

Говоря о роли аптеки и фармацевтических работников в системе самопомощи и самопрофилактики, включая БРО ЛС, следует знать, насколько готов сегодняшний специалист фармацевтического профиля к новым требованиям. Проведенные исследования в НИИ фармации Минздрава России (1999-2000 г.) показали, что в настоящее время фармацевтические работники не всегда могут (готовы) ответственно подойти к вопросам безрецептурного отпуска ЛС, с тем чтобы до минимума снизить риск от их применения: они не всегда располагают необходимым объемом знаний для оказания высокопрофессиональных информационно-консультационных услуг. На пробелы в знаниях указывали специалисты разных возрастных категорий и имеющие различный опыт практической работы. Многие из них не связывают услугу оказания грамотной консультации с обеспечением коммерческого успеха аптечного предприятия. Им пока трудно осознать свою миссию в системе самопомощи и самопрофилактики.

В этой связи к фармацевтическому работнику должны предъявляться совершенно новые требования, заключающиеся в знании и умении оказывать высокопрофессиональные информационно-консультационные услуги [7, 8].

Выявленные недостатки в образовании фармацевтических работников заставляют задуматься о необходимости разработки учебных программ для всех систем получения высшего, среднего, последипломного фармацевтического образования по проблемам самопомощи и самопрофилактики, включая БРО ЛС [9].

вверх

Вопросы совершенствования фармацевтического образования периодически освещались на страницах как периодической фармацевтической печати, так и в материалах конференций, конгрессов и т. д.

Большой опыт в постдипломной подготовке фармацевтов по циклу "Безрецептурный отпуск лекарственных средств и техника продаж" накоплен в фармацевтическом колледже г. Санкт-Петербурга [10].

Опыт работы Пермской государственной фармацевтической академии показывает, что большим интересом и спросом среди провизоров пользуется 96-часовой цикл повышения квалификации "Актуальные вопросы патологии, фармакологии и фитотерапии" [11].

Сотрудники Информационно-образовательного центра Рязанского медицинского университета успешно решают задачи по созданию и внедрению в учебный процесс образовательных программ для провизоров по актуальным проблемам рационального использования ЛС [12, 13]. Этическим и психологическим аспектам уделяется большое внимание в рамках последипломного обучения провизоров в Рязанском медицинском университете [14].

Некоторые аспекты совершенствования фармацевтического образования звучали в выступлениях участников VII Международной специализированной выставки "Аптека 2000" и Второй Международной ассамблеи "Новые медицинские технологии" [15, 16, 17].

По нашему глубокому убеждению, говоря о требованиях, объеме и формах оказания фармацевтической информационно-консультационной услуги потребителю/пациенту, необходимо исходить из знания всех ее (услуги) составляющих, таких как:

  • алгоритм процедуры предоставления информации (совета, консультации) в системе самопомощи и самопрофилактики, включая БРО ЛС;

  • перечень симптомов, недомоганий и причин обращений к фармацевтическому работнику;

  • тревожные симптомы, при которых необходимо обратиться к врачу;

  • информационные потребности участников системы самопомощи и самопрофилактики, в т. ч. БРО ЛС;

  • лекарственные формы: правила применения;

  • аспект безопасности оказания фармацевтической информационно-консультационной услуги;

  • правовые, этические нормы и критерии поведения с потребителем при оказании ему фармацевтических информационно-консультационных услуг.
вверх

Необходимо приобретать специальные навыки и умения, а именно:

  • разделять случаи фармацевтической и врачебной компетенции;

  • составлять лекарственный анамнез пациента;

  • проводить с посетителями аптеки постоянную просветительную работу по правильному отношению к лекарственным средствам, биологически активным добавкам к пище, точному определению их роли и правилам применения;

  • обучать население рациональному расходованию лекарственных средств;

  • формировать мировоззрение пациента в отношении здорового образа жизни; пропагандировать профилактические мероприятия;

  • анализировать и критически оценивать информацию и рекламу о ЛС, ИМН, БАД;

  • обеспечивать доступность адекватной информации о БРО ЛС, ИМН, БАД для пациента;

  • работать: с отдельным пациентом (информационно-консультационная услуга), группой пациентов (беседа, лекция); населением (оформление торгового зала, теле-, радиопередачи, печатный орган и т. д.);

  • работать со специалистами - медицинскими работниками (лекции, встречи) определенного профиля, с группой врачей разного профиля;

  • быть коммуникатором [1, 18, 19].

Исходя из вышеизложенного можно утверждать, что настало время вносить необходимые коррективы в программу подготовки специалистов фармацевтического профиля. Более того, считаем целесообразным ввести специальность: провизор-консультант. Решение этого вопроса должно быть незамедлительным, поскольку первые специалисты такого профиля реально могут появиться не ранее чем через 5-6 лет, т. к. реорганизация фармацевтического образования должна проходить комплексно, учитывая потребность сегодняшнего дня в специализации и других профилей. Некоторым образом компенсировать существующее положение в образовании фармацевтических работников смогут факультеты последипломного образования и курсы повышения квалификации. Однако и в том, и другом случае требуется разработка единых подходов к формированию программ для всех систем фармацевтического образования.

вверх

К настоящему времени в этом направлении нами уже наработаны следующие материалы:

  • Методические рекомендации "Организация информационного обеспечения в системе безрецептурного отпуска лекарственных средств", - М., НИИФ, утв. Минздравом России от 07.12.98 № 98/193;

  • Синонимы лекарственных средств безрецептурного отпуска: Справочник. - М., ООО "Испо-Сервис", 1999, 193 с.;

  • Фармацевты и самопомощь - М., Классик-Консалтинг, 2000, 114 с.;

  • Симптомы, недомогания и причины обращений к фармацевтическому работнику, их краткая характеристика с указанием тревожных симптомов, требующих направления к врачу, и безрецептурные препараты первого выбора: Практическое пособие для фармацевтического работника, работающего в системе безрецептурного отпуска лекарственных средств (провизора-консультанта). - М., 2000, которое в настоящее время используется в Пермской государственной фармацевтической академии;

  • Сборник тестовых заданий "Безрецептурный отпуск лекарственных средств" для самоподготовки провизоров при повышении квалификации, сертификации и дистанционном обучении по специальности "Управление и экономика фармации". М., 1999-2000;

  • Должностная инструкция провизора-консультанта;

  • Квалификационная характеристика провизора-консультанта.

ОТ РЕДАКЦИИ: Обращаем ваше внимание, уважаемые читатели, что в IV квартале 2001 г. в серии "Библиотека руководителя фармпредприятия" вы получите книгу "Безрецептурный отпуск лекарственных средств в системе самопомощи и самопрофилактики". В рубрике журнала "Фармацевтический практикум" мы будем знакомить вас с тестовыми заданиями из Сборника с целью оказания помощи в работе фармацевтического кружка вашей аптеки.



вверх


Т а б л и ц а 1
Объективные предпосылки развития самопомощи и самопрофилактики в российском здравоохранении

До 90-х годов ХХ в. Начало 90-х годов ХХ в. и последующие годы
Государственная система здравоохранения Разгосударствление учреждений здравоохранения: появление организаций различных форм собственности. Введение страховой медицины
Государственные аптечные учреждения (организации) Появление аптечных организаций (предприятий) различных форм собственности, в т. ч. с открытым доступом к товару (аптеки-магазины типа "36,6" и др.)
Строгая вертикаль управления, в т. ч. снабжением. Почти отсутствие прямых поставок Разрушение вертикали управления. Развитие сектора дистрибуции. Широкая практика прямых поставок. Самостоятельность в приобретении (закупках) лекарственных средств (ЛС), изделий медицинского назначения (ИМН), парафармацевтической продукции и др.
Рынок покупателей.
(Дефицит ЛС, ИМН и др.)
Рынок продуктов (увеличение номенклатуры ЛС (аллопатических, гомеопатических), в т. ч. безрецептурных, а также номенклатуры ИМН, парафармацевтической продукции)
Дефицит предложений, услуг Появление новых видов услуг, связанных как с расширением ассортимента, так и с требованиями условий рынка
Фармацевтический работник первого стола чаще выступал в роли продавца Получение образования в области фармации становится престижным. Повышается роль фармацевтического работника, которая является лидирующей в области самопомощи и самопрофилактики. Необходимость приобретения новых знаний, навыков, умений. Остро встает вопрос подготовки провизора-консультанта
Не прилагалось усилий для продвижения товара Появляется настоятельная необходимость в продвижении товара. Вырабатываются стратегии его продвижения
Реклама носит информационный характер Образование рынка рекламы
Вертикальная система контроля качества ЛС Вводится система сертификации ЛC
Отсутствие прав, ибо "государство гарантирует"
Расширение прав пациента и повышение его ответственности за свое здоровье и здоровье близких. Государство не в состоянии обеспечить каждому достаточный уровень и необходимый объем медицинской помощи, включая и лекарственную
"Стабильность" Возрастание миграционных процессов, часто вынужденных (войны, раздел территорий)
"Замкнутость" жизненного пространства Приобретение зарубежного опыта (командировки, туризм, частные выезды).
Изменение жизненного стиля.
Изменение структуры и статуса заболеваний (ВИЧ, наркомания и др.).
Увеличение доступной информации о различных заболеваниях и лекарственных средствах, применяемых для их лечения


вверх


Т а б л и ц а 2
Позитивные составляющие сектора самопомощи и самопрофилактики в России

Государство Врачи Фармацевтические работники Потребитель (индивидуум)
1. Уменьшение расходов на здравоохранение 1. Высвобождение времени для тех пациентов, кто в этом нуждается 1. Увеличение объемов продаж ЛС, ИМН, БАД, парафарма-
цевтической продукции
1. Экономия времени, которое необходимо затратить на посещение врача, следовательно, увеличение контактов с фармацевтическим работником
2. Снижение трудопотерь от легких недомоганий 2. Общение с более подготовленным пациентом 2. Увеличение контактов с потребителями, большая вероятность свершения покупок 2. Повышение общего образовательного уровня
    3. Общение с более подготовленным пациентом 3. Расширение прав и повышение его ответственности за собственное здоровье, здоровье своих родных и близких
    4. Возрастающая роль (имидж профессии), увеличение возможностей, расширение границ специализации. Объективная необходимость расширения номенклатуры фармацевтических специальностей и должностей  

вверх


С П И С О К
Использованной литературы


1. Федина Е.А. Концепция самопомощи и самопрофилактики в России // Экономический вестник фармации. - 1999, июнь. - С. 88-92.

2. Фигуркин Б.А. Информационное обеспечение безрецептурного отпуска лекарств // Фармация. - 1992. - № 6. - С. 63-65.

3. Самолечение в Центральной и Восточной Европе // Pharmedicum. - 1995. - № 4. - С. 23.

4. Самолечение - только при квалифицированной помощи аптекаря // Pharmedicum. - 1995. - № 4. - С. 8-9.

5. Безрецептурные лекарственные средства - роль фармацевтов и аптек // Фарматека. - 1999. - № 2. - С. 3-10.

6. L. Rago. Выгоды и риски самолечения // Фарматека. - 2000. - № 4. - С. 10-18.

7. Федина Е.А., Мошкова Л.В. Безопасность фармацевтической услуги в системе безрецептурного отпуска лекарственных средств // Экономический вестник фармации. - 1999, декабрь. - С. 53-57.

8. Федина Е.А., Мошкова Л.В., Коржавых Э.А. Анализ нормативно-правовой базы безрецептурного отпуска лекарственных средств // Фармация. - 2000. - № 2. - С. 8-9.

9. Федина Е.А. Разработка учебных программ по проблеме "Самопомощь и самопрофилактика, включая безрецептурный отпуск лекарственных средств" в системах получения высшего, среднего и последипломного фармацевтического образования // Материалы международной научной конференции "Поиск, разработка и внедрение новых лекарственных средств и организационных форм фармацевтической деятельности". - Томск, 2000. - С. 318.

10. Матвеева А.М. Состояние и проблемы постдипломной подготовки фармацевтов // Фармация в XXI веке. Инновации и традиции. - Санкт- Петербург, 1999. - С. 108.

11. Сыропятов Б.Я., Юшков В.В., Баргтейл Б.А. и др. - Тезисы материалов Конгресса "Человек и лекарство". - М., 1999. - С. 528.

12. Макарова В.Г., Якушева Е.Н., Семенченко М.В. Образовательные программы по побочному действию ЛС // Тезисы материалов Конгресса "Человек и лекарство". - М., 1999. - С. 516.

13. Макарова В.Г., Якушева Е.Н. Информационно-образовательный центр для совершенствования здравоохранения // Тезисы материалов Конгресса "Человек и лекарство". - М., 2000. - С. 447.

14. Машкова Н.А., Яковлева Н.В. О профессиональном поведении работника аптеки // Фармация в 21 веке: Инновации и традиции. - Санкт-Петербург, 1999.

15. Арзамасцев А.П. Додипломное высшее фармацевтическое образование. Состояние и перспективы // Тезисы докладов. VII Международная специализированная выставка "Аптека-2000". Вторая Международная ассамблея "Новые медицинские технологии". - М.: ОАО "Фармимэкс", ГЕОС, 2000. - 88 с.

16. Апазов А.Д., Кирсанова Т.Г. Фармацевтическое образование в современных условиях // Тезисы докладов. VII Международная специализированная выставка "Аптека-2000". Вторая Международная ассамблея "Новые медицинские технологии". - М.: ОАО "Фармимэкс", ГЕОС, 2000. - 88 с.

17. Воронов Г.Г. Фармацевтическое образование провизора в современных условиях // Тезисы докладов. VII Международная специализированная выставка "Аптека - 2000". Вторая Международная ассамблея "Новые медицинские технологии". - М.: ОАО "Фармимэкс", ГЕОС, 2000. - 88 с.

18. Федина Е.А. Основы психологии общения с потребителями в аптеке //Новая Аптека. - 2000. - № 9. - С. 31-33.

19. Федина Е.А., Таточенко В.К. Фармацевты и самопомощь. - М.: Классик-Консалтинг, 2000. - 114 с.


вверх