![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ |
![]() |
![]() ![]() |
![]() VI ВСЕРОССИЙСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ "АПТЕЧНАЯ СЕТЬ РОССИИ" ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ |
![]() |
![]() ФАРМАЦЕВТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
![]() |
А.В.СОЛОНИНИНА, д-р фарм. наук, проф. кафедры управления и экономики фармации факультета дополнительного профессионального образования и факультета заочного обучения Пермской государственной фармацевтической академии |
![]() |
![]() Применяет ли на практике Ваши теоретические рекомендации орган лицензирования Пермской области, если да, то как к этому относится орган надзора в области - прокуратура? ![]() |
![]() |
Направления регламентации фармацевтической деятельности, изложенные в сообщении "О регистрации фармацевтической деятельности", разрабатывались нами совместно с управлением по фармацевтической деятельности и производству лекарств администрации Пермской области и направлены на создание единых требований, предъявляемых к осуществлению фармацевтической деятельности на территории Пермской области, разработаны в рамках правового поля, находящегося в компетенции субъекта РФ, и не содержат норм, противоречащих действующему законодательству. |
![]() |
![]() Подскажите, пожалуйста, способ ускорения принятия документов, устраняющих недостатки в фармацевтической деятельности. Почему государство не использует передовой ограничительный опыт Запада? Фармация - жизненно важная отрасль, которая влияет на поддержание здоровья граждан, отдана на откуп коммерции, давящей фармацию. ![]() |
![]() |
Фармацевтическая деятельность несомненно оказывает существенное влияние на поддержание и сохранение здоровья граждан, она должна быть определена как "профессиональная деятельность в системе здравоохранения", а не "оптовая и розничная торговля" - по определению Федерального закона "О лекарственных средствах". Значительная часть недостатков фармации обусловлена отсутствием либо несовершенством действующих законодательных и нормативных документов в сфере обращения лекарственных средств. Для решения этих проблем необходимо срочное внесение изменений в Федеральный закон "О лекарственных средствах" об определении правовых, организационных и экономических основ фармацевтической деятельности, ее роли и места в системе здравоохранения, номенклатуре и статусе фармацевтических предприятий и фармацевтических работников, введении ограничений на занятие фармацевтической деятельностью и др. Кроме того, значительная часть проблем организации фармацевтической деятельности может быть снята своевременным изданием приказов Минздрава России, т. к. согласно постановлению Правительства РФ "О лицензировании фармацевтической деятельности и оптовой торговли лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" лицензионными условиями при организации фармацевтической деятельности являются "нормы и правила в сфере обращения ЛС, устанавливаемые федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения", т. е. Минздравом России. Что касается "коммерции", считаю, что государством должны быть установлены такие "правила игры", которые способствовали бы цивилизованному развитию фармацевтического рынка, обеспечивали "прозрачность" финансовых потоков, их подконтрольность, а также доступность и качество лекарственной помощи. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Каковы перспективы отражения в законодательной базе представленной Вами классификации видов фармацевтической деятельности? ![]() |
![]() |
Предложенная классификация видов фармацевтической деятельности включена в проект Положения о порядке осуществления фармацевтической деятельности на территории Российской Федерации, который передан в Минздрав России на рассмотрение. Подобный проект разработан также для утверждения на территории Пермской области, в котором определяются основные направления регламентации фармацевтической деятельности в Пермской области с учетом территориальной специфики. |
![]() |
![]() 1. Можно ли аптечный пункт второй категории отнести к аптечным учреждениям? Каков порядок лицензирования данного аптечного учреждения? 2. Приказом Минздрава России от 23.08.99 № 328 разрешена реализация лекарственных средств через фельдшерско-акушерские пункты (ФАП). Каким образом лицензируется этот вид деятельности? И кто должен получить лицензию - ФАП или аптека, которая передает лекарства для реализации? ![]() |
![]() |
Федеральный закон "О лекарственных средствах" (ст. 4) относит аптечный пункт к аптечным учреждениям. В ст. 32 этого же Закона говорится, что виды аптечных учреждений, правила и порядок отпуска лекарственных средств (ЛС) определяются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения. Следует отметить, что в настоящее время нет юридически обоснованных нормативных документов, устанавливающих единые требования к аптечному пункту, которые можно было бы с полным основанием применять при лицензировании аптечного пункта. Существует так называемый документ "Аптечный пункт. Стандарт (основные требования)", утв. заместителем министра здравоохранения и медицинской промышленности РФ В.К. Агаповым 01.09.94, который не зарегистрирован в Минюсте России, носит рекомендательный характер и в нем не указано такое учреждение, как аптечный пункт второй категории. Официально не отменено также приложение 7 "Положение об аптечных пунктах" к приказу Минздрава СССР от 22.12.89 № 673 "О порядке лекарственного обеспечения населения", согласно которому предусмотрена организация аптечных пунктов второй категории при фельдшерско-акушерских пунктах. Приказом Минздрава России от 23.08.99 № 328 (приложение 14 "Порядок отпуска лекарственных средств в аптечных учреждениях/организациях") разрешен отпуск лекарственных средств через аптечный пункт при фельдшерско-акушерском пункте заведующим этим ФАП. По нашему мнению, аптечный пункт - филиал аптеки, предназначенный для отпуска населению ЛС (кроме наркотических средств и психотропных веществ), реализации лечебно-профилактических, диагностических средств, изделий медицинского назначения, парафармацевтической продукции и оказания других фармацевтических услуг в пределах полномочий, определенных лицензией. В этом аптечном пункте должны работать фармацевтические работники. Для лицензирования фармацевтической деятельности через аптечный пункт должны быть разработаны межведомственные требования, согласованные с органами санэпиднадзора, госпожнадзора, содержащие минимальные фармацевтические, санитарно-эпидемиологические, противопожарные требования к помещениям аптечного пункта, а также требования к персоналу. Не вызывает сомнения необходимость урегулирования вопросов реализации ЛС через ФАП. По нашему мнению, с целью обеспечения доступности лекарственной помощи сельскому населению, а также работникам крупных предприятий допускается реализация ЛС медицинскими работниками, работающими в фельдшерско-акушерских пунктах и здравпунктах, при условии заключения договора с аптекой и получения аптекой разрешения в лицензионной комиссии. Таким образом, по нашему мнению, реализация ЛС через ФАП должна осуществляться через аптеку и под контролем аптеки и комиссии по лицензированию фармацевтической деятельности, а не путем организации аптечного пункта второй категории при ФАП. Естественно, должно быть разработано и утверждено Положение о порядке лекарственного обеспечения населения через ФАП и здравпункты и при хранении и реализации ЛС должны соблюдаться действующие приказы Минздрава России. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Вы считаете, что аптечный пункт должен быть филиалом, открываемым аптекой, и это правильно, т. к. только аптека может обеспечить должный контроль. А как же аптечный пункт при ЛПУ, в котором работает один или два фармацевта и над которым, естественно, никакого контроля не осуществляется, поэтому создание таких аптечных пунктов, по нашему мнению, нецелесообразно. Правомерно ли, что при ЛПУ должны быть только аптеки? ![]() |
![]() |
Уважаемые коллеги, в современных социально-экономических условиях (при уменьшении финансирования здравоохранения и лекарственного обеспечения, введении платных медицинских услуг, снижении стационарной помощи и увеличении использования стационарозамещающих технологий, распаде централизованной системы снабжения и самостоятельных закупках ЛС, росте цен на ЛС, стихийном рынке ЛС, недостатке профессиональной объективной информации о них, росте фальсифицированных препаратов) с целью рационального использования финансовых средств на лекарственное обеспечение и организации необходимого фармацевтического обслуживания не вызывает сомнения необходимость создания в ЛПУ аптечных подразделений. К тому же согласно Федеральному закону "О лекарственных средствах" (ст. 28-29) предприятия-производители и оптовые поставщики не имеют права отпускать ЛС тем ЛПУ, которые не имеют аптечных подразделений. Однако, учитывая существующее состояние финансирования здравоохранения, организация аптечных подразделений должна быть экономически обоснована. По нашему мнению, в крупных ЛПУ (более 100 коек) целесообразно организовать аптеку (производственную либо аптеку готовых лекарственных средств), а в небольших ЛПУ (до 100 коек) - аптечный пункт с правом фасовки ЛС - фармацевтическое подразделение ЛПУ, предназначенное для организации лекарственного обеспечения и фармацевтического обслуживания структурных подразделений данного ЛПУ. В обязанности провизоров такого аптечного пункта входит не только организация лекарственного обеспечения, но и фармацевтическое обслуживание в ЛПУ, включая фармацевтический надзор за хранением и использованием ЛС в отделениях ЛПУ. Подробнее вопросы организации аптечных подразделений в ЛПУ изложены в разработанных нами Методических рекомендациях "Организация фармацевтической службы в учреждениях здравоохранения", которые переданы в Минздрав России. |
![]() |
![]() В представленном Вами проекте классификации аптечных организаций вообще отсутствуют межбольничные аптечные учреждения, являющиеся самостоятельными юридическими лицами. Преднамеренное это упущение или случайное? ![]() |
![]() |
Согласно Федеральному закону "О лекарственных средствах" к аптечным учреждениям отнесены аптеки, аптеки учреждений здравоохранения, аптечные пункты, аптечные киоски, аптечные магазины. При этом аптеки учреждений здравоохранения являются структурными подразделениями этих организаций. Между тем еще существуют межбольничные и больничные аптеки - самостоятельные юридические лица. В соответствии с действующим законодательством эти аптеки являются самостоятельными хозяйствующими субъектами, они имеют право выполнять функции снабжения ЛПУ лекарственными средствами на основании заключенных договоров, но не имеют права осуществлять функции фармацевтического надзора в этих ЛПУ, т. к. функции независимого надзора имеют право осуществлять только специально уполномоченные на это государственные надзорные либо контрольные органы, но не хозяйствующие субъекты. Таким образом, в существующем правовом поле межбольничные аптеки являются обычными аптеками, специализирующимися на лекарственном обеспечении ЛПУ. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Почему Вы хотите лишить частные фирмы права иметь аптечные пункты? В случае их перевода в разряд киосков последуют ограничение по ассортименту ЛС и резкое уменьшение выручки (покупатель уйдет туда, где ассортимент больше). Получить же лицензию на открытие частной аптеки (и соответственно право иметь аптечные пункты) сложно прежде всего по финансовым соображениям. Не губите нас! ![]() |
![]() |
Ни в коей мере требования к организации аптечного пункта не относились к "частным структурам". Эти требования должны быть едиными и распространяться на все аптечные организации независимо от организационно-правовой формы. Более того, если какой-либо чиновник проводит такую зависимость в своих индивидуальных правовых актах, то он подпадает под действие ст. 169 Уголовного кодекса РФ, а также ст. 7 Федерального закона "О конкуренции и пресечении монополистической деятельности". Следует отметить, что и раньше аптечные пункты не были включены в номенклатуру учреждений здравоохранения как самостоятельные учреждения. Всегда это были филиалы аптек, организованные с целью приближения лекарственной помощи населению в соответствии с приказами Минздрава России. Тем не менее с экономической точки зрения позиция, изложенная в вопросе, понятна, обоснованна и имела бы право на жизнь в условиях цивилизованного фармацевтического рынка. Однако в нынешней криминогенной обстановке, при потоке фальсифицированных ЛС, росте сети аптечных организаций и недостатке персонала лицензионных комиссий вполне обоснованны вопросы усиления фармацевтического надзора за реализацией ЛС. Организация аптечного пункта от аптеки и под контролем аптеки позволит обеспечить большую безопасность применения ЛС. |
![]() |
![]() На основании выданной лицензии на фармацевтическую деятельность может ли аптека заниматься реализацией шприцев, тонометров, термометров? ![]() |
![]() |
Согласно Федеральному закону "Об обеспечении единства измерений" для реализации медицинских изделий, являющихся средствами измерений, требуется отдельная лицензия, которая выдается органами Госстандарта России. |
![]() |
![]() Может ли субъект РФ установить предельные торговые надбавки на все ЛС и ИМН? ![]() |
![]() |
Согласно Федеральному закону "О лекарственных средствах" государство имеет право регулировать цены на ЛС. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 29.03.99 № 347 "О мерах государственного контроля за ценами на лекарственные средства" государственное регулирование цен на ЛС осуществляется введением государственной регистрации отпускных цен производителей на ЛС, включенные в Перечень жизненно необходимых и важнейших ЛС и ИМН, утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.96 № 478 "Об утверждении Перечня жизненно необходимых и важнейших ЛС и ИМН, прибыль от реализации которых, полученная предприятиями всех организационно-правовых форм, выпустившими эти ЛС и ИМН, не подлежит налогообложению" (с доп., внесенным постановлением Правительства РФ № 546), и установлением оптовых и розничных надбавок к ценам на ЛС, включенные в Перечень органами исполнительной власти субъектов РФ. Наряду с этим в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30.07.94 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" (в ред. постановлений Правительства РФ от 10.07.95 № 685; от 27.12.97 № 1629; от 03.08.98 № 882; от 05.04.99 № 374; от 21.09.2000 № 707) органы исполнительной власти субъектов РФ имеют право устанавливать размеры торговых надбавок на все ЛС и ИМН. |
![]() |
![]() |
![]() |
А.М. БИТЕРЯКОВА, проф., зав. кафедрой управления и экономики фармации факультета последипломного профессионального образования провизоров ММА им. И.М. Сеченова |
![]() |
![]() Каков в настоящее время порядок допуска к фармацевтической деятельности в связи с отменой приказа Минздрава России от № 286? ![]() |
![]() |
Прежний. В Минздраве России проводится работа по подготовке новой нормативной базы по сертификации специалистов фармацевтической отрасли. |
![]() |
![]() Будет ли законодательно утверждена номенклатура должностей фармацевтических организаций (учреждений, предприятий) в соответствии с номенклатурой должностей фармацевтических кадров? ![]() |
![]() |
По решению этого вопроса уже много лет вузами и научными организациями ведется большая подготовительная работа, результаты которой периодически доводятся разработчиками до Минздрава. Предусматривается расширение номенклатуры специальностей и утверждение новой номенклатуры должностей в соответствии с требованиями времени и их обязательная увязка. |
![]() |
![]() Может ли провизор быть клиническим фармакологом и где можно получить эту специальность? ![]() |
![]() |
Нет, не может, поскольку это врачебная специальность, получить которую можно в медицинских вузах на лечебном факультете. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Как влияет дополнительное профессиональное образование на развитие профессиональной карьеры обучаемых? ![]() |
![]() |
Каждый специалист в соответствии с законодательными актами РФ обязан каждые пять лет проходить повышение профессиональной квалификации. Карьерный рост зависит от конкретных условий: индивидуальных особенностей личности, деловой активности и профессиональных качеств претендента, наличия квалификационной категории, мнения руководства, финансовых возможностей организации, наличия вакансий и т. д. |
![]() |
![]() Каким нормативным документом должна руководствоваться оптовая структура при формировании штата специалистов (провизоров и фармацевтов)? ![]() |
![]() |
Вся действующая нормативно-законодательная база (приказы Минздрава СССР и России) для розничных и оптовых организаций любых форм собственности носит рекомендательный характер. |
![]() |
![]() Ваши предложения по усовершенствованию кадровой системы - выкачивание денег у фармацевтических структур. Какое образование может быть лучше опыта работника с десятилетним (и более) профессиональным стажем и любящего свою профессию? Нынешние коммерческие структуры следят за своим совершенствованием, иначе им не выжить. ![]() |
![]() |
Любая информация, в т. ч. профессиональная, удваивается каждые 5 лет, а в современных условиях становления рыночной экономики глобальные изменения происходят постоянно. Уследить за всеми изменениями (даже в нормативно-правовой базе) при отсутствии централизации информационных потоков, особенно в отдаленных регионах, без средств компьютерной связи - практически невозможно. Кроме того, требование к специалистам не менее 1 раза в 5 лет повышать профессиональную квалификацию заложено в федеральных законодательных актах. Наш вуз проводит обучение на плановых циклах для специалистов государственных структур, находящихся в подчинении органов здравоохранения, в соответствии с письмом Минздрава России на бюджетной (бесплатной) основе. К сожалению, как показывает наш опыт работы со специалистами-провизорами коммерческих структур, их исходные знания намного уступают таковым провизоров государственных (муниципальных) аптечных организаций. |
![]() |
![]() |
![]() |
Е.Ф. ШАРАХОВА, канд. фарм. наук, Алтайский государственный медицинский университет |
![]() |
![]() Как, по вашему мнению, должна быть организована оценка и аттестация персонала аптеки? С какой периодичностью необходимо проводить аттестацию персонала? ![]() |
![]() |
Во-первых, оценка и аттестация персонала не должны быть самоцелью. Необходимо определить, какие целевые задачи призвана решить оценка и аттестация персонала. Регулярная и систематическая оценка персонала положительно воздействует на мотивацию сотрудников, их профессиональное развитие и рост. Одновременно результаты оценки являются важным элементом управления персоналом, поскольку предоставляют возможность принимать обоснованные решения в отношении вознаграждения, продвижения, увольнения и развития сотрудников. Естественно, что сотрудники любой организации неодинаково выполняют свои производственные обязанности. Однако, чтобы провести дифференциацию, необходимо иметь единую систему оценки эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций. Система оценки (а самое главное - фактическая оценка сотрудников) должна быть максимально объективной, критерии оценки должны быть открытыми и понятными сотрудникам. Создать систему оценки, одинаково сбалансированную с точки зрения точности, объективности, простоты и понятности, довольно сложно. Оценка персонала представляет собой методику, сочетающую в себе оценку профессиональной квалификации сотрудника и результаты, достигнутые им при исполнении служебных обязанностей. Единая универсальная методика, пригодная для оценки всего персонала аптеки, отсутствует. Разработка ее связана со значительными методическими трудностями по причине сложности и разнообразия оцениваемой деятельности, а также несовпадения личностных и профессиональных качеств сотрудников. Нами в настоящее время предпринята попытка разработки методики оценки профессиональной квалификации провизоров, обслуживающих посетителей аптек. Методика основана на разработке квалификационных требований к должности (профессиональных, деловых, личностных) и их последующей оценке по разработанным критериям. Кроме этого, результаты оценки должны быть тесно увязаны с системой морального и материального стимулирования труда и развития персонала (планирование карьеры, профессиональное обучение). Что касается периодичности аттестации, то этот вопрос также должен быть связан с целями, которые преследует руководитель, проводя аттестацию персонала. Если, например, на результатах аттестации базируется система оплаты труда, то достаточно ее проводить один раз в год, а если руководитель планирует карьерный рост сотрудника, то, определяя ему цели и задачи, устанавливает и время оценки их выполнения. |
![]() |
Н.В. ЮРГЕЛЬ, Комитет по фармацевтической деятельности и производству лекарств администрации Омской области |
![]() |
![]() Какие основные элементы создания вертикали управления фармацевтической деятельностью в Омской области? Каким образом создать Комитет как единый полномочный орган управления? ![]() |
![]() |
Мы считаем, что система управления должна быть основана на взаимосвязанных элементах. Это позволяет выполнять в полном объеме все функции - и административные, и экономические:
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() У Вас аптеки реорганизованы из предприятий в учреждения? Что это дает? Не ущемлены ли права аптек? ![]() |
![]() |
Реорганизация государственной аптечной сети , перевод аптек в статус "учреждений" осуществлялись около двух лет. Прежде всего, это стало возможным только при условии, что в области действовал орган управления государственной аптечной службой, что позволило не только сохранить государственные аптеки, в то время как в стране шел "неуправляемый" развал государственной аптечной службы, но развивать и совершенствовать службу в целом. Вся существующая сеть аптек на территории области осталась государственной. В период всеобщей приватизации аптеки не переводились в муниципальную собственность и не приватизировались. В 1997 г. постановлением губернатора "О реорганизации государственной аптечной сети" и в соответствии с Законом "О некоммерческих организациях" аптекам вместо статуса "предприятий" определен статус "государственных аптечных учреждений" с правом юридического лица и своей уставной деятельностью. Особенностью стало то, что Комитет по фармацевтической деятельности и производству лекарств, а не Комитет по имуществу выступил в роли учредителя. Так была восстановлена отраслевая вертикаль управления. Была поставлена цель - сделать аптеку социальным учреждением, выполняющим государственную функцию обеспечения населения льготными и бесплатными лекарствами (714 тыс. человек, которые составляют основной контингент амбулаторных больных). Аптеки имеют расчетные счета, самостоятельность. В соответствии с Законом "О некоммерческих организациях" им предоставляются льготы по оплате местных налогов по арендной плате и др. Согласно ст. 120 ГК РФ в пределах своей уставной правоспособности учреждения ведут предпринимательскую деятельность, право на которую закреплено в учредительских документах. Данная организационно-правовая форма защищает аптеки от вероятности отчуждения основных средств, которые переданы им на праве оперативного управления. Управляемая аптечная сеть, созданная из аптечных учреждений, позволила сохранить производственный характер аптек - с изготовлением стерильных лекарственных форм, а также организовать снабжение ЛПУ медикаментами. Таким образом, сегодня "государственная аптека", являясь учреждением, выполняет социальные функции и органично вписывается в действующую систему государственного здравоохранения. С 1998 г. Комитет приступил к созданию "аптечных сетей". Так, в состав ГООРПП "Фармация" было введено 13 аптек, 4 аптеки были переданы ГП "Омская фармацевтическая фабрика". Реформирование проводилось через принятие соответствующих нормативных актов с согласия руководителей аптек на отказ от юридической самостоятельности. В 1999-2000 гг. создание "аптечных сетей" продолжается присоединением убыточных аптек к рентабельным. |
![]() |
![]() Как строятся взаимоотношения с руководителями аптек? ![]() |
![]() |
Работа аптек всегда в поле зрения Комитета. На годовых балансовых комиссиях руководителям государственных аптек определяются контрольные вопросы, а по отдельным аптекам проводится комплекс реорганизационных и экономических мероприятий, которые должны обеспечить работу этих структур для выполнения основной функции - качественное лекарственное обеспечение населения. С руководителями аптечных учреждений председатель Комитета заключает контракты, принимает на работу и увольняет их. В контрактах определен круг прав и обязанностей руководителей, заработная плата. Положение об оплате труда руководителей согласовано с Экономическим комитетом администрации области и Комитетом по труду и занятости. |
![]() |
![]() Какие используются экономические методы управления? ![]() |
![]() |
Во-первых - это отличная от других регионов экономическая модель организации обеспечения бесплатного и льготного отпуска медикаментов населению. Начиная с 1996 г. расходы на эти цели планируются централизованно и не включаются в бюджеты ЛПУ. Единственным финансовым источником является областной бюджет. Ежегодно отдельной строкой в Законе "О бюджете Омской области" определяются "бесплатные и льготные медикаменты", проект бюджета рассчитывается по утвержденной методике. Финансирование (выделение средств из областного бюджета) происходит через наш Комитет, который является распорядителем кредитов. Далее мы финансируем аптеки. Централизованный механизм возмещения затрат позволил прежде всего снять нагрузку по финансированию с бюджетов ЛПУ, оперативно контролировать ситуацию по дефектуре медикаментов и направлять выделяемые средства целевым назначением в государственные аптечные учреждения. Для контроля за рациональным использованием бюджетных средств в государственном учреждении "Центр информации" Комитета создана программа "Бесплатные и льготные рецепты". Программа позволяет:
Подобное решение позволило при ограниченном и неритмичном бюджетном финансировании не допустить срыва лечебно-диагностического процесса в лечебных учреждениях и обеспечить резерв лекарств для экстренных случаев. Это оказалось жизненно необходимым в 1998 г., когда грянул кризис, в несколько раз выросли цены на лекарства, коммерческие фармацевтические структуры прекратили отпуск медикаментов. Государственное оптовое предприятие в течение 3 месяцев кредитовало лечебные учреждения города и области лекарствами на сумму около 15 млн руб. И, что очень важно, не повышало цены. Одна из главнейших задач сегодня - создание территориального оперативного резерва жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Утверждено "Положение о резерве", финансовым источником являются средства ОМС, которые в централизованном порядке ежемесячно направляются на его формирование. Одним из финансовых рычагов управления аптеками является "дотация", ежегодно планируемая в областном бюджете для социальных аптек, расходы которых превышают предельный уровень торговых надбавок. Дотация выделяется централизованно, через Комитет. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ АПТЕЧНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ |
![]() |
Е.Е. ЛОСКУТОВА, проф., зав. кафедрой управления и экономики фармации РУДН, г. Москва |
![]() |
![]() Ваше отношение к обязательному ассортименту ЛС? ![]() |
![]() |
Основными требованиями для включения в списки обязательного ассортимента должны быть доказанная эффективность и безопасность. В такие списки не должны включаться малоэффективные и безрецептурные лекарственные средства, ассортимент этой группы товаров и цены на них должен регулировать рынок. Если эти ЛС необходимы потребителям, которые обращаются в аптеку, то они войдут в ассортиментный портфель аптечной организации без всякого регламентирования. Ограничение же торговых надбавок на ЛС, входящие в перечни, отрицательно сказывается на экономике аптечных организаций, т. к. в территориальные списки входит значительное количество безрецептурных ЛС. Первое такое ограничение торговых надбавок, например в Москве, на обязательный ассортимент ЛС не привело к снижению цен на них, в то же время почти в 3 раза уменьшилась чистая прибыль аптек. |
![]() |
Е.А. МАКСИМКИНА, канд. фарм. наук, доц. кафедры организации и экономики фармации ММА им. И.М. Сеченова |
![]() |
![]() В чем заключается самый рациональный путь для нашей страны в области регулирования цен? ![]() |
![]() |
Рациональность в области регулирования цен на лекарственные препараты зависит от характера развития факторов среды, спроса и предложения. В настоящее время, по-видимому, было бы рационально:
|
![]() |
![]() |
![]() |
И.В. КОСОВА, канд. фарм. наук, доц. кафедры управления и экономики фармации РУДН, г. Москва |
![]() |
![]() Расскажите о курсах повышения квалификации на Вашей кафедре. ![]() |
![]() |
Кафедра менеджмента и маркетинга в фармации Российского университета дружбы народов (РУДН) проводит сертификационный и тематические циклы. В программе сертификационного цикла по специальности "Управление и экономика фармации" вниманию слушателей предлагаются вопросы фармацевтического менеджмента и маркетинга, налогообложения, аудита, бухгалтерского учета, финансового анализа, прогнозирования экономических показателей деятельности аптечных организаций, использования логистических подходов в сфере обращения ЛС, продвижения ЛС, товарной экспертизы, мерчандайзинга и др. Форма обучения очно-заочная. На тематическом цикле "Приватизация аптечных предприятий" разбираются следующие вопросы: подготовка к приватизации, расчет уставного капитала и разработка устава ОАО, методика проведения закрытой подписки на акции, финансовый анализ деятельности, права акционеров, аудит ОАО и др. На тематическом цикле "Технология продаж товаров аптечного ассортимента" для работников "первого стола" профессиональным психологом проводится психологический тренинг эффективного взаимодействия с покупателями, рассматриваются вопросы продвижения товаров, основы маркетинга и мерчандайзинга, правовая основа отпуска товаров из аптеки. Продолжительность тематических циклов 72 ч. Возможно проживание иногородних слушателей в гостинице РУДН. |
![]() |
![]() ДИСТРИБУЦИЯ |
![]() |
Н.В. ДЕМИДОВ, ЦМИ "Фармэксперт" |
![]() |
![]() Каково состояние дистрибьюторского сектора фармрынка сегодня? ![]() |
![]() |
На российском рынке сегодня работает, по различным оценкам, от 2500 до 3500 компаний, которые с различной степенью уверенности можно отнести к фармацевтическим дистрибьюторам. Если же не принимать во внимание компании, которые совмещают работу на фармрынке со строительством автодорог, торговлей продуктами питания или иной деятельностью, то круг компаний, определяющих лицо российской фармдистрибуции, сузится примерно до 300. Являясь важнейшим звеном в цепочке товародвижения, сектор фармдистрибуции остается наиболее информационно закрытым сегментом фармацевтического рынка. Компании получают информацию о положении дел в лучшем случае из личных бесед или от клиентов (чаще всего аптек), а также ориентируясь на собственные показатели. В результате компании, работающие в одном регионе, имеют совершенно противоположные мнения о том, кто в их сегменте является лидером, как развиваются компании-конкуренты, с кем они будут конкурировать завтра. Безусловно, что в таких условиях необходимость независимой оценки, с помощью которой участники фарм- рынка (не только дистрибьюторы, но и их партнеры - производители, аптеки, кредитно-финансовые учреждения, руководители местных государственных органов контроля лекарственного обеспечения) могли бы иметь представление о том, кто есть кто в дистрибьюторском звене, возрастает в несколько раз. Проект "Совокупный рейтинг российских фармацевтических дистрибьюторов", начатый в октябре 1998 г. ЦМИ "Фармэксперт" на страницах газеты "Фармацевтический вестник", для многих стал именно таким инструментом оценки собственного положения на рынке, отслеживания развития конкурентов или партнеров. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Дистрибьюторский сектор - довольно закрытый сегмент фармацевтического рынка. Каким образом Вы получаете информацию о деятельности компаний? ![]() |
![]() |
Да, безусловно, источников получения данных о работе дистрибьюторов фактически не было. Были рейтинги импортеров, которые давали представление лишь о распределении сил в секторе поставок из-за рубежа. Сами дистрибьюторы довольно охотно публикуют статьи, где красочно рассказывают об истории своего развития. Эти источники информации давали лишь поверхностное представление о раскладе сил в секторе дистрибуции, а последний нельзя отнести ни к оперативным, ни к независимым данным. Исходной информацией для составления рейтинга являются анкеты, которые сегодня ежемесячно заполняют большинство участников рейтинга. Доля последних постоянно растет, т. к. компании оценили важность участия в проекте. |
![]() |
![]() Да, но ведь делиться информацией, которая считается в бизнесе коммерческой тайной, согласится не каждая компания? ![]() |
![]() |
На Западе, на который сейчас принято равняться, попасть в рейтинг профессионального издания, пусть и не на самые высокие позиции, считается для компании делом престижа. При этом компании не боятся предоставлять свою закрытую информацию. Мы являемся свидетелями тенденции, когда участники рынка сами стремятся к большей открытости. Кроме того, мы предлагаем клиентам заключить договор, по которому даем серьезные гарантии конфиденциальности полученной информации. Все данные используются исключительно для расчета рейтинга, а также различных показателей рыночного сегмента и не публикуются в открытом виде. |
![]() |
![]() Скорее всего информация, которую Вам предоставляют сами дистрибьюторы, недостаточна для того, чтобы корректно распределить компании в рейтинге. Как Вы проверяете информацию? ![]() |
![]() |
В случае если у нас возникают сомнения по поводу правдоподобности данных того или того дистрибьютора, мы используем несколько источников информации: мониторинг розничных продаж, рейтинги импортеров лекарственных средств, а также экспертное мнение участников фармрынка. |
![]() |
![]() Среди тенденций, которые Вы выделили в своем докладе, было и сокращение доли ЛПУ в структуре продаж дистрибьюторов. Поясните, пожалуйста, это. ![]() |
![]() |
Аптеки остаются наиболее желанными клиентами для дистрибьюторских компаний. Как вы, наверное, заметили, доля ЛПУ в продажах дистрибьюторов уступает доле посредников. Не секрет, что работа с ЛПУ - это куда более рискованное мероприятие (отсрочки платежей, бюджетное финансирование и т. д.), чем прямые поставки в розничную торговлю. Поэтому, как правило, крупными поставщиками в ЛПУ являются компании, изначально имевшие связи в больницах. Это принципиально другая схема бизнеса (в сравнении с цепочкой дистрибьютор - аптека). Не каждый дистрибьютор рискует идти на развитие этого направления. В последние 2-3 года аптечная сеть активно развивается, появляется все больше новых аптек, сетей и как крупные, так и мелкие компании стремятся получить место на этом рынке. Это заставляет дистрибьюторов отвлекать ресурсы из сегмента торговли с ЛПУ. Даже у дистрибьюторов первой и второй категории рейтинга, которые являются также крупнейшими импортерами и соответственно много работают с посредниками, доля аптечного звена в прямых продажах заметно выросла. |
![]() |
![]() В рейтинге присутствует порядка 140 компаний, дистрибьюторов в России гораздо больше. Как Вы поступаете с желающими вступить в рейтинг? Каждая ли дистрибьюторская компания имеет возможность участвовать в рейтинге? ![]() |
![]() |
Участвовать в рейтинге может любая компания, которая занимается торговлей лекарственными средствами и чьи показатели соответствуют критериям вхождения в любую из категорий рейтинга. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО |
![]() |
А.А. МАЙДЫКОВ, канд. юрид. наук, Московский юридический институт МВД России |
![]() |
![]() Имеет ли право аптечное учреждение, обладая лицензией на фармацевтическую деятельность, осуществлять реализацию термометров и иного оборудования, относящихся к средствам измерения? ![]() |
![]() |
Организация оборота средств измерения на территории РФ регулируется, в частности, Федеральным законом от 27.04.93 № 4871-1 "Обеспечение единства измерений". В соответствии со ст. 8 указанного Закона решения об отнесении технического устройства к средствам измерений и об установлении интервалов между проверками принимает Госстандарт России. Данным же Законом определяется порядок лицензирования оборота средств измерения на территории РФ. Так, в ст. 16 "Лицензирование деятельности юридических и физических лиц по изготовлению, ремонту, продаже и прокату средств изменений" говорится:
Так, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.04.2000 № 326 "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. постановления Правительства РФ от 17.11.2000 № 859) определено: "…полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию конкретных видов деятельности определяются в постановлениях Правительства Российской Федерации, утверждающих положения о лицензировании этих видов деятельности, если иное не установлено соответствующими федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", и указами Президента Российской Федерации". Федеральный закон от 27.04.93 № 4871-1 "Об обеспечении единства измерений" вступил в силу до дня вступления в силу Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности". Отсюда следует, что для реализации продукции, относящейся к средствам измерения, в частности медицинских термометров, аптечному учреждению необходима дополнительная лицензия Госстандарта России. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Наше предприятие, имея лицензию на право оптовой торговли лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, выданную Минздравом России, организовало несколько филиалов (в Курске, Санкт-Петербурге, Ростове). Оптовая реализация лекарственных средств через них осуществляется только на территориальном уровне. Нужно ли их вносить в лицензию, выданную Минздравом России? ![]() |
![]() |
В соответствии с действующей частью постановления Правительства РФ от 24.12.94 № 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности" в случае, если лицензируемый вид деятельности осуществляется на нескольких территориально обособленных объектах, лицензиату одновременно с лицензией выдаются ее заверенные копии с указанием местоположения каждого объекта. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 05.04.99 № 387 лицензии, выданные Минздравом России, действуют на всей территории РФ. В соответствии с положением, утвержденным вышеуказанным постановлением Правительства РФ, Минздрав России выдает лицензии на право оптовой торговли лекарственными средствами (ЛС) и изделиями медицинского назначения (ИМН). Рассмотрим ситуацию, когда юридическое лицо, имея лицензию Минздрава России на вышеуказанный вид деятельности, организует в одном из субъектов РФ обособленный объект (аптечный склад) и начинает торговать ЛС только на территории данного субъекта, имея соответствующую территориальную лицензию на этот же вид деятельности. В этом случае на данный обособленный объект все равно должна выдаваться копия лицензии Минздрава России, т. к. это обусловлено следующим. Во-первых, юридическое лицо организовало обособленный объект и начало через него вести вид деятельности, на который выдана лицензия Минздрава России, - оптовую торговлю ЛС и ММН. Во-вторых, в постановлении Правительства РФ от 24.12.94 № 1418 нигде не говорится, что копия лицензии на обособленный объект не выдается, если деятельность через него ведется только на территории того субъекта РФ, где организован данный объект. В-третьих, федеральная и территориальная лицензии являются полностью независимыми. Следовательно, наличие у юридического лица, кроме федеральной, еще и территориальной лицензии, выданной субъектом РФ, никак не должно ограничивать сферу влияния федеральной лицензии (включая контроль со стороны министерства) на деятельность юридического лица в данном субъекте, поскольку она действует на всей территории РФ. Таким образом, в рассматриваемом случае внесение филиалов в лицензию Минздрава России обязательно. |
![]() |
![]() Может ли предприятие, имеющее лицензию на право оптовой торговли ЛС и ИМН, осуществлять реализацию шприцев медицинских? ![]() |
![]() |
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции Комитета РФ по стандартизации, метрологии и сертификации шприцы (медицинские) имеют код 94 3280 8 и относятся к разделу медицинская техника (код 94 000 6). Следовательно, реализация данной продукции требует наличия самостоятельной лицензии, выдаваемой Минздравом России на распространение и предоставление в пользование медицинской техники. Дополнительно следует отметить:
|
![]() |
![]() |
![]() |
![]() ПОСТОЯННЫЙ КОМИТЕТ ПО КОНТРОЛЮ НАРКОТИКОВ |
![]() |
Э.А. БАБАЯН, акад., проф., д-р мед. наук, Председатель ПККН |
![]() |
![]() Сохраняется ли за предприятием право деятельности с наркотическими лекарственными средствами после преобразования предприятия из государственного в открытое акционерное общество? ![]() |
![]() |
Если юридическое лицо получило право деятельности с наркотическими лекарственными средствами, то после изменения формы собственности оно теряет ранее полученное право и должно оформить новую лицензию, во-первых, потому, что в лицензии должно быть указано новое название юридического лица и, во-вторых, потому, что оно потеряет право ввоза, вывоза, распределения, производства и уничтожения наркотических средств. В целом, в тех случаях, когда юридическое лицо имеет право деятельности с наркотическими средствами, приватизация не рекомендуется, а если оно является производителем таковых, то приватизация запрещается. |
![]() |
![]() Требуется ли специальная лицензия на право перевозки сильнодействующих лекарственных средств? ![]() |
![]() |
Для перевозки сильнодействующих лекарственных средств не требуется получения специальной лицензии на этот вид деятельности. Однако юридические лица, имеющие право на приобретение, хранение и использование сильнодействующих веществ, при перевозке этих веществ обязаны принять необходимые меры по их сохранности. |
![]() |
![]() Каков порядок отпуска лекарственных препаратов, содержащих фенилпропаноламин и псевдоэфедрин? Нет ли изменений в порядке рецептурного отпуска этих препаратов в связи с письмом Департамента государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники Минздрава России от 01.02.2001 № 290-22/15? ![]() |
![]() |
Все препараты, содержащие фенилпропаноламин, находятся в Списке сильнодействующих веществ ПККН, поэтому юридические лица должны иметь лицензию на право деятельности с этими препаратами. В соответствии с решением Государственного фармакологического комитета и письмом Департамента государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники Минздрава России с 10.02.2001 эти препараты должны отпускаться по рецепту. Что касается информации Департамента государственного контроля качества, эффективности, безопасности лекарственных средств и медицинской техники Минздрава России от 01.02.2001 № 290-22/15, то в этом отношении продолжает действовать содержащаяся в нем информация. В этом письме четко указано, что лекарственные средства, содержащие фенилпропаноламин и псевдоэфедрин, независимо от дозировки указанных веществ с 01.02.2001 подлежат отпуску из аптечной сети строго по рецепту врача. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() 1. Что такое лакриматоры и подвергаются ли эти вещества контролю? 2. К какому Списку относится токсическое вещество ВИНТ? ![]() |
![]() |
Лакриматорами являются химические вещества, которые вызывают раздражение слизистых оболочек и в связи с этим сильное слезотечение. Среди лакриматоров (средств, вызывающих слезотечение) в Списке сильнодействующих веществ ПККН находится о-хлорбензилиденмалонодинитрил (только вещество без дозированных форм). Необходимо обратить внимание на оговорку об отсутствии контроля над дозированными формами, т. к. газовые баллончики, газовые пистолеты с дозированными патронами, снаряженными этим веществом, не подпадают под контроль Списка сильнодействующих веществ ПККН и их приобретение для целей самозащиты регулируется в установленном порядке органами МВД. Токсическое вещество "ВИНТ-Т40.9", находящееся в Перечне наименований токсических веществ, наиболее часто встречающихся при острых отравлениях, и их коды по МКБ-10, утв. приказом Минздрава России от 29.12.2000 № 460, в Перечне наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.98 № 681, а также в Списках сильнодействующих и ядовитых веществ ПККН по состоянию на 1 февраля 2000 г. и в Дополнении № 1 к этим Спискам по состоянию на 30 января 2001 г. не числится. Необходимо отметить, что ряд токсических веществ, включенных в вышеупомянутый Перечень приказа № 460, находится в конкретных Списках контролируемых веществ. Следует также учесть, что вышеуказанный Перечень составлен только с позиции токсикологической оценки фармакологического действия вещества на организм человека при острых отравлениях, а не на основе принадлежности какого-либо из этих перечисленных веществ к контролируемым веществам. Как известно, постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.05.98 № 9 специально оговаривает то, что для определения принадлежности конкретного вещества к контролируемым, необходимо руководствоваться Перечнем наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 30.06.98 № 681, и Списками сильнодействующих и ядовитых веществ ПККН. |
![]() |
![]() ГОМЕОПАТИЧЕСКАЯ ФАРМАЦИЯ |
![]() |
О.А. КОРВЯКОВА, канд. фарм. наук, ООО "Краснодарский краевой центр гомеопатии", г. Краснодар |
![]() |
![]() Существует ли такое понятие, как "гомеопатическая фармакопея", и есть ли она в России? ![]() |
![]() |
Такое понятие, как "гомеопатическая фармакопея", существует. Гомеопатическая фармакопея в нашей стране на сегодняшний день не разработана. Хотя еще в приказе Минздравмедпрома России № 115 было предусмотрено ее создание. Гомеопатическая фармакопея существует в Германии, во Франции и в США. |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() Что необходимо для открытия производственного гомеопатического отдела в аптеке? ![]() |
![]() |
Для создания производственного гомеопатического отдела в аптеке необходимо, в первую очередь, наличие всех производственных помещений, которые предусмотрены в производственной аптеке: ассистентские комнаты, фасовочные, материальные комнаты, моечная комната, дистилляционная, автоклаверная и т. д., также должна быть предусмотрена специальная ассистентская комната для приготовления гомеопатических разведений. Для производства гомеопатических препаратов следует предусмотреть в достаточном количестве аптекарскую посуду, а также весо-измерительные приборы и аптечную мебель, автоклав, дистиллятор и сухожаровые шкафы. Для открытия отдела необходимы также исходные субстанции гомеопатических препаратов: настойки матричные гомеопатические, вещества химического происхождения и т. д. При изготовлении гомеопатических препаратов в виде гомеопатических гранул в качестве носителя используется сахарная крупка "нонпарель", которая должна отвечать требованиям, принятым в ВФС "Гранулы гомеопатические". Промежуточные разведения изготавливаются с использованием спирта этилового, наличие которого также необходимо в производственном отделе. Необходима также полная комплектация отдела вспомогательными материалами: упаковочными материалами для готовых препаратов, тарой и т. д. Специалисты отдела, провизор-организатор - зав. производственным отделом и провизор-аналитик гомеопатического производственного отдела должны иметь специальную подготовку по гомеопатической фармации. |
![]() |
![]() Как осуществляется контроль качества при приготовлении гомеопатических лекарств? ![]() |
![]() |
Контроль качества при производстве гомеопатических препаратов осуществляется в соответствии с нормативно-технической документацией, приказами и письмами Минздрава России. Отличием осуществления контроля за приготовлением гомеопатических препаратов является то, что гомеопатические препараты готовятся под наблюдением провизора-аналитика. |
![]() |
![]() Как повысить уровень продаж гомеопатических лекарств в аптеке? ![]() |
![]() |
Повышение уровня продаж гомеопатических препаратов в специализированной гомеопатической аптеке и в обычной аптеке готовых лекарственных средств имеет значительные различия. В гомеопатическую аптеку пациенты приходят уже сориентированными на гомеопатическую продукцию, поэтому повышение уровня продаж - это увеличение числа посетителей аптеки, что достигается в первую очередь улучшением качества информационной работы с врачами практического здравоохранения. Проведенное в Краснодарской краевой гомеопатической аптеке анкетирование пациентов показало, что наибольший процент клиентов гомеопатической аптеки узнали о существовании гомеопатического метода и лекарств от врачей практического здравоохранения, на втором месте - аптечные работники. Средства массовой информации не играют существенной роли как источник знаний о гомеопатическом методе и лекарствах. |
![]() |
![]() Какие гомеопатические препараты более востребованны в гомеопатической аптеке? ![]() |
![]() |
Востребованность различных гомеопатических лекарств зависит от состояния гомеопатической службы в регионе. Если аптека обслуживает большое количество частнопрактикующих врачей и лечебно-профилактических учреждений, использующих в своей работе гомеопатические однокомпонентные лекарства, то их реализация будет превышать реализацию комплексных препаратов. В Краснодарском краевом центре гомеопатии однокомпонентных препаратов продается в 3-4 раза больше, чем комплексных. Что касается деления на экстемпоральную рецептуру и внутриаптечную заготовку, то соотношение, по данным 2000 г., составляет 45 к 55. Наиболее востребованные комплексные препараты - это средства для лечения органов дыхания, заболеваний ЖКТ, сердечно-сосудистой патологии, мочеполовой сферы и успокаивающие средства. |
![]() |
![]() |