новая аптека
журнал для руководителя и главного бухгалтера

ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ



hr

hr
Финансы. Цены. Учет. Налоги


Налоговые вычеты по расходам будущих периодов
  М.Ф. НЕЖИНСКАЯ,
гл. бухгалтер ООО
“Домашняя Аптека”

Нередко у аптек и фармацевтических фирм возникают затраты, которые относятся к будущим периодам. В бухгалтерском учете они списываются не сразу, а постепенно. Суммы входного НДС по таким расходам можно принять к вычету. Но в какой момент? Об этом наша статья.

Некоторые расходы аптеки и фирмы в бухгалтерском учете списывают не сразу, а в течение длительного времени. Такие расходы называют расходами будущих периодов. К ним, например, можно отнести:
– суммы, уплаченные вперед за рекламу;
– затраты на сертификацию продукции (работ, услуг);
– затраты на ремонт основных средств, если такие ремонты производятся неравномерно в течение года и аптека или фирма не создает соответствующий резерв;
– затраты на приобретение неисключительных прав на программы для ЭВМ и базы данных;
– затраты на получение лицензий на право ведения фармацевтической деятельности.
Налоговый кодекс РФ устанавливает, что суммы НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) могут быть приняты к вычету, если выполнены определенные условия.
Во-первых, купленные товары (работы, услуги) должны быть оплачены. Во-вторых, они должны использоваться в производственной деятельности или для иных операций, облагаемых НДС. В-третьих, товары уже должны быть оприходованы (работы выполнены, услуги оказаны). Наконец, аптека или фирма должна иметь счет-фактуру от поставщика.
Если все эти условия соблюдены, входной НДС, относящийся к расходам будущих периодов, можно принять к вычету. При этом не имеет значения, в каком порядке эти расходы будут списаны в бухгалтерском учете.
Однако надо учитывать один важный нюанс. Многие бухгалтеры отражают как расходы будущих периодов перечисление денег в качестве аванса или в счет предварительной оплаты работ (услуг). При этом нарушаются требования бухгалтерского учета. Ведь в п. 3 ПБУ 10/99 указано, что перечисление денег в качестве аванса или в счет предварительной оплаты расходом не признается. В таком случае до тех пор, пока работы или услуги, в счет оплаты которых был перечислен аванс, не будут оказаны, уплаченный по ним входной НДС принять к вычету нельзя.

Пример 1

В январе 2003 г. ОАО “Таблетка” заключило договор с ежемесячным журналом “Новая Аптека” на размещение рекламы своих товаров в каждом номере журнала. Журнал в течение года должен опубликовать 12 рекламных объявлений ОАО “Таблетка”. Стоимость одного объявления – 6000 руб. (в т. ч. НДС – 1000 руб.).
Согласно счету общая стоимость рекламы составила 72 000 руб. (в т. ч. НДС – 12 000 руб.). ОАО “Таблетка” полностью оплатило этот счет в январе. В этом случае сумму, которую предприятие “Таблетка” перечислило журналу, следует рассматривать как аванс, т. к. фактическое оказание рекламных услуг (публикация рекламных объявлений) будет производиться в течение года.
Следовательно, принять к вычету сумму НДС, перечисленную журналу в сумме аванса, можно будет лишь по мере того, как рекламные услуги будут фактически оказаны (т. е. по мере публикации рекламных объявлений).
В учете бухгалтер ОАО “Таблетка” должен сделать проводки:
при перечислении аванса
Д 60 субсчет “Авансы выданные” – К 51 – 72 000 руб. – перечислен аванс на оказание рекламных услуг; ежемесячно (по факту публикации каждого объявления)
Д 44 – К 60 субсчет “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” – 5000 руб. (6000 - 1000) – затраты на рекламу учтены в составе расходов на продажу;

Д 19 – К 60 субсчет “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” – 1000 руб. – учтен НДС;

Д 60 субсчет “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” – К 60 субсчет “Авансы выданные” – 6000 руб. – зачтен аванс;

Д 68 субсчет “Расчеты по НДС” – К 19 – 1000 руб. – принят к вычету НДС.

Пример 2

В январе 2003 г. ООО “Здоровье” поместило рекламу своей организации в ежегодном рекламном каталоге. Стоимость рекламы составила 48 000 руб. (в т. ч. НДС – 8000 руб.).
В январе ООО “Здоровье” полностью оплатило счет за рекламу. Так как действие этой рекламы рассчитано на длительный период, а к моменту оплаты рекламные услуги были фактически оказаны, бухгалтер ООО “Здоровье” учел эту сумму в январе 2003 г. как расходы будущих периодов:
Д 60 субсчет “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” – К 51 – 48 000 руб. – оплачены рекламные расходы;
Д 97 – К 60 субсчет “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” – 40 000 руб. (48 000 - 8000) – сумма рекламных расходов учтена в составе расходов будущих периодов;
Д 19 – К 60 субсчет “Расчеты с поставщиками и подрядчиками” – 8000 руб. – учтен НДС.
В данном случае услуги, затраты на которые учтены на балансе фирмы как расходы будущих периодов, фактически оказаны и оплачены. Следовательно, входной НДС, относящийся к стоимости этих услуг, в полной сумме может быть принят к вычету уже в январе.
Проводка будет такой:
Д 68 субсчет “Расчеты по НДС” – К 19 – 8000 руб. – принят к вычету НДС.
Ежемесячно бухгалтер ООО “Здоровье” должен списывать на расходы часть стоимости рекламы в размере 3333,33 руб. (40 000 руб. : 12 мес.):
Д 44 – К 97 – 3333,33 руб. – часть рекламных расходов учтена в составе расходов на продажу.

вверх