![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ |
![]() |
![]() ![]() |
![]() Аптека и рынок. Законодательство и аптека. |
![]() |
![]() Государственная вертикальная структура управления и контроля субъектами фармацевтического рынка ![]() |
![]() |
Е.В. ТОЛСТОВА, зам. начальника управления организации фармацевтической деятельности, обеспечения лекарственными средствами и медицинскими изделиями Минздрава России |
![]() |
Система управления субъектами фармацевтического рынка является неотъемлемой частью государственной политики в области лекарственного обеспечения во всех развитых странах. Существовавшая в советский период вертикаль управления фармацевтической службой подкреплялась бюджетными финансовыми средствами. Они были централизованы в органах исполнительной власти и играли ключевую роль в нормальном функционировании системы управления. |
![]() |
В начальный период реформирования системы здравоохранения (1992-1993 гг.) многие управленческие государственные структуры на всех уровнях были структурно видоизменены или ликвидированы. Волна скоропалительных решений по преобразованию государственных структур управления не обошла стороной и систему управления учреждениями и организациями фармацевтической службы. Разрушению централизованного управления лекарственным обеспечением способствовали:
Значительные изменения произошли и в организационной структуре фармацевтической службы. В ее сфере появились сотни новых образований различных форм и видов собственности. Общая численность аптечных учреждений ежегодно увеличивалась на 12-17%. В настоящее время в России насчитывается более 65 тыс. аптек, аптечных пунктов, аптечных киосков и аптечных магазинов. Из 20 тыс. аптек 65% составляют государственные и муниципальные предприятия, 35% - ОАО, ЗАО, ООО и индивидуальные предприниматели. Из 7 тыс. аптечных складов на долю государственной формы собственности приходится менее 5%. Многообразие структурных форм аптечных предприятий (учреждений, организаций), а также различие видов собственности не могут не сказаться на выполняемых ими функциях. |
![]() |
![]() |
![]() |
Специалисты отмечают, что фармацевтическая служба, ранее осуществлявшая практическую работу по реализации политики государства в области лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения, по сути прекратила свое существование. На практике это выразилось в предельном ослаблении роли органов исполнительной власти всех уровней в решении этих вопросов. Время показало ошибочность недооценки роли государственной вертикали управления фармацевтической деятельностью. Стало очевидным, что назрела острая необходимость создания такой организационно-управленческой модели фармацевтической службы страны, которая обеспечивала бы единый подход к взаимовыгодному сосуществованию аптечных предприятий и организаций всех видов и форм собственности. Минздрав России (федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения), по нашему мнению, обязан организовать и осуществлять государственный надзор за всей сферой фармацевтической деятельности во всех сегментах фармацевтического рынка: производстве, оптовой и розничной торговле независимо от формы собственности предприятия, организации, компании. Такая деятельность должна основываться на четкой правовой базе, которая еще несовершенна и требует значительных доработок. Проводя анализ законодательной базы в сфере фармацевтической деятельности, многие авторы отмечают, что действующие нормативно-правовые акты касаются только отдельных, разрозненных вопросов. В настоящее время отсутствует система полного нормативно-правового регулирования всех этапов лекарственного обеспечения населения и учреждений здравоохранения [2-5 и др.] Более того, известны случаи, когда непродуманная отмена тех или иных нормативно-правовых актов влечет за собой не только пробелы фармацевтического нормативно-правового пространства, но и вызывает ряд противоречий, разночтений, а также ущемление прав фармацевтических работников. Например, из-за исключения аптечных предприятий из номенклатуры организаций, подведомственных Минздраву России, специалистам, работающим в розничной аптеке или на аптечном складе в должности провизора или фармацевта, в настоящее время не засчитывается стаж по специальности, который очень важен при переходе на работу в бюджетную аптеку. |
![]() |
![]() |
![]() |
С принятием Федерального закона "О лекарственных средствах" было введено понятие "обращение лекарственных средств", и, как сейчас становится все более очевидным, заложенный смысл этого термина и Закон в целом не дали ответов на ряд принципиальных вопросов, связанных с тем или иным аспектом фармацевтической деятельности. Поскольку деятельность фармацевтических организаций связана с выполнением социальных функций, она должна находиться под контролем государства. Однако в действующем законодательстве отсутствуют понятия "фармацевтический надзор" и "вертикальная система управления фармацевтической службой страны". В результате остается нерешенной проблема организации государственного надзора за всей сферой обращения лекарственных средств, в т. ч. и в лечебно-профилактических учреждениях и организациях других ведомств, не входящих в систему Минздрава России. Такое положение дел, по нашему мнению:
Схемы функционирования вертикали управления широко обсуждаются общественностью, они могут быть разными. В случае создания системы государственного надзора (контроля) за сферой обращения лекарственных средств, на наш взгляд, вертикаль управления может выглядеть следующим образом. |
![]() |
![]() |
![]() |
Для осуществления полномочий, связанных с государственным надзором за фармацевтической деятельностью, при федеральном органе исполнительной власти в сфере здравоохранения должна быть создана федеральная инспекция государственного надзора за фармацевтической деятельностью, подразделения которой должны быть организованы во всех субъектах РФ. Государственная система надзора за фармацевтической деятельностью должна включать в себя: I. Федеральный орган исполнительной власти в сфере здравоохранения и его федеральную инспекцию государственного надзора за фармацевтической деятельностью, в компетенцию которых входят государственный надзор за фармацевтической деятельностью всех организаций, осуществляющих лекарственное обеспечение населения и учреждений здравоохранения, и иные действия в сфере обращения лекарственных средств на всей территории России. II. Территориальные органы государственного фармацевтического надзора и территориальные подразделения федеральной инспекции в субъектах РФ, в компетенцию которых входят государственный надзор за фармацевтической деятельностью учреждений и организаций всех форм собственности, осуществляющих лекарственное обеспечение населения и учреждений здравоохранения, и иные действия в сфере обращения лекарственных средств на территории данных субъектов. III. Федеральные и региональные государственные научно-исследовательские учреждения и организации, проводящие исследования в области фармации и разрабатывающие нормативно-правовую и методическую базу в сфере обращения лекарственных средств. IV. Единую информационную систему, обеспечивающую всех субъектов фармацевтического рынка (производителей лекарственных средств, центры контроля качества лекарственных средств, аптечные предприятия (организации), дистрибьюторский сектор) необходимой информацией в области фармацевтической деятельности и обращения лекарственных средств. Таким образом, государственному надзору за фармацевтической деятельностью должны подлежать все организации, осуществляющие деятельность, связанную с приобретением, хранением, изготовлением, отпуском и продажей лекарственных, лечебно-профилактических, диагностических средств, изделий медицинского назначения и парафармацевтической продукции, т. е. все этапы доведения этой продукции от производителя до потребителя. |
![]() |
![]() |
![]() |
Порядок осуществления государственного надзора за фармацевтической деятельностью должен устанавливаться нормативно-правовыми актами РФ, в т. ч. издаваемыми федеральным органом исполнительной власти в сфере здравоохранения в пределах его компетенции. Положение о федеральной инспекции государственного надзора за фармацевтической деятельностью должно утверждаться Правительством РФ. Предложенная модель восстановления вертикали управления через систему фармацевтического надзора будет успешной и при проведении четкой кадровой политики. В такой политике непременным условием должна быть идеология, позволяющая сохранить преемственность ранее сформировавшихся традиций аптечной службы. Следует также задействовать и успешно использовать накопленный опыт работы различных регионов и отдельных административных территорий, развивающихся в разных экономических условиях огромной страны. Такая идеология будет способствовать установлению взаимовыгодных отношений между производителями, оптовыми поставщиками лекарственных средств и структурами, которые занимаются их розничной реализацией. |
![]() |
![]() |
![]() |
С П И С О К Использованной литературы Карева Н.Н. Организационные и экономические основы перехода аптечной службы к рынку: Автореф. дис. д-ра фарм. наук. - СПб.,1996. Апазов А.Д., Кирсанова Т.Г. Цивилизованный рынок лекарств: тенденции развития // Фармацевтический вестник. 2000. № 19. С. 20-21. Подгорбунских Н.И. Противоречия в законодательстве - часть правовых проблем // Фармацевтический вестник. 2000. № 17. С. 6. Солонинина А.В. Фармацевтическая деятельность - не торговля // Фармацевтический вестник. 2000. № 17. С. 8. Солонинина А.В. О регламентации фармацевтической деятельности // Новая Аптека. 2000. № 7. С. 46-56. |
![]() |
![]() |