![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ |
![]() |
![]() ![]() |
![]() Финансы. Цены. Учет. Налоги |
![]() |
![]() Новое в лицензировании деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи |
Н.Г. НИКИТИН, канд. техн. наук, зам. начальника ФГУ “Главортпомощь” В.Я. ГЕЛЬБРАС, начальник технического отдела ФГУ “Главортпомощь” |
![]() |
Деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи – это один из важнейших видов реабилитационных услуг, оказываемых гражданам с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Создание и применение современных протезно-ортопедических изделий позволяет инвалидам не только решать собственные социальные проблемы, но и возвращаться к активной трудовой деятельности. Неправильно, некачественно изготовленный протез или ортез, неверно подобранное, нечетко прописанное корригирующее приспособление для обуви могут причинить серьезный вред здоровью человека. Простейший пример. В любом обувном магазине или в аптеке вы можете приобрести так называемые “ортопедические стельки”, в которых нуждаются у нас в стране примерно каждые семь человек из десяти. Плоскостопие – это бич современного общества. Однако неверно выбранные стельки могут не помочь, а усугубить положение. Стельки должны иметь супинаторы определенного размера и формы для продольной или поперечной коррекции плоскостопия. Другой пример. Такие простейшие изделия, как костыли и трости, должны быть подобраны определенной длины или подогнаны под рост потребителя. И это должен сделать продавец или специалист-консультант организации, которая реализует такую продукцию. Протезирование осуществляется с целью интеграции людей с ограничениями жизнедеятельности в общество и осуществления ими бытовой, профессиональной и общественной деятельности, которая может быть связана с управлением транспортными средствами, производственными процессами, принятием ответственных решений и т. п. Создавать безопасные условия для жизни и здоровья необходимо не только для лиц, которым оказывается протезно-ортопедическая помощь и в отношении которых проводятся реабилитационные мероприятия, но и для окружающих их граждан. Протезно-ортопедические изделия и их компоненты изготавливаются, как правило, на специализированных предприятиях. Протезы и ортезы (аппараты ортопедические верхних и нижних конечностей, туторы, корсеты, бандажные изделия, бюстгальтеры для крепления протезов грудной железы и др.), ортопедическая обувь в большинстве своем требуют индивидуального изготовления или подгонки. Оказание протезно-ортопедической помощи и изготовление протезно-ортопедических изделий и компонентов для их производства стоят в одном ряду с медицинской деятельностью. Учитывая важность вопроса обеспечения населения страны качественной протезно-ортопедической помощью, 15.04.96 Правительство РФ издало постановление № 474 “Об утверждении Положения о лицензировании производства протезно-ортопедических изделий и оказания протезно-ортопедической помощи”, в соответствии с которым все юридические и физические лица, занимающиеся производством протезно-ортопедических изделий и оказанием про-тезно-ортопедической помощи должны были получить до 1 января 1997 г. лицензии на указанный вид деятельности. В сентябре 1998 г. был принят Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Во исполнение этого Закона разработано и утверждено постановлением Правительства РФ от 15.01.01 № 30 Положение о лицензировании деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи, которое полностью корреспондировалось с вышеуказанным Законом. В феврале 2002 г. был введен в действие новый Федеральный закон “О лицензировании отдельных видов деятельности” (от 08.08.01 г. № 128-ФЗ). В этом Законе значительно сокращено число лицензируемых видов деятельности, а также изменены некоторые нормативные показатели. Во исполнение указанного Закона и постановления Правительства РФ от 11.02.02 № 135 разработано и утверждено постановлением Правительства РФ от 13.05.02 № 309 новое Положение о лицензировании деятельности по оказанию протезно-ортопедической помощи (далее – Положение). В чем отличие этого Положения от предыдущих? Прежде всего – в сроке, на который выдается лицензия. Если ранее лицензия выдавалась на 3 года, то по новому Положению – на 5 лет (п. 4 Положения). Учитывая социальную значимость выдаваемой лицензии, срок рассмотрения документов, представляемых соискателем лицензии, увеличился с 30 до 60 дней (п. 8 Положения). Возросли требования к специалистам и руководителям работ по лицензируемым видам деятельности. Последние, кроме специального оборудования, должны иметь стаж работы по лицензируемому виду деятельности не менее двух лет. Работники, непосредственно осуществляющие деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи, теперь должны проходить повышение квалификации не реже 1 раза в 3 года (п. 5 Положения). В новом Положении несколько сокращено число документов, представляемых соискателем лицензии в лицензирующий орган в обязательном порядке. Однако “лицензирующий орган имеет право провести необходимую проверку, а также запросить у соискателя лицензии сведения, подтверждающие возможность соблюдения им лицензионных требований и условий” (п. 7 Положения). Следует обратить внимание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют не только производство, но и реализацию протезно-ортопедических изделий “в чистом виде” на то, что любая деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи без лицензии влечет за собой ответственность в соответствии со ст. 171 Уголовного кодекса РФ как за незаконное предпринимательство. Деятельность по оказанию протезно-ортопедической помощи, как правило, финансируется из федерального бюджета (для инвалидов такая помощь оказывается бесплатно) и из бюджетов субъектов РФ (для граждан, не имеющих группы инвалидности). Важно отметить и то, что реализация протезно-ортопедических изделий и услуг по оказанию протезно-ортопедической помощи согласно действующему законодательству РФ подлежит льготному налогообложению (освобождение от налога на добавленную стоимость), в связи с чем лицензионный контроль деятельности предприятий, реализующих эту продукцию, представляется особенно важным (п. 9 Положения). По новому Положению лицензирующим органом, как это было и ранее, определено Министерство труда и социального развития, которое должно в ближайшее время издать приказ, устанавливающий формы документов и порядок их представления и рассмотрения в Министерстве, а также дать некоторые разъяснения в части выполнения пп. 10 и 11 Положения. |
![]() |
![]() |