новая аптека
журнал для руководителя и главного бухгалтера

ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ


hr

hr
Лекарственное обеспечение




Направления реорганизации производственной деятельности МУП "Пермские аптеки"
 М.Б. ЛЕВИН,
 ген. директор Муниципального унитарного предприятия “Пермские аптеки”



Муниципальное унитарное предприятие (МУП) “Пермские аптеки” образовано в сентябре 1999 г. в результате объединения отдельных муниципальных аптечных предприятий.
В настоящее время в состав предприятия входят 50 аптек, подчиненных трем территориальным управлениям. Мелкорозничная сеть представлена 19 аптечными пунктами и 30 аптечными киосками.
Основные направления деятельности муниципальной аптечной сети:

• реализация готовых лекарственных средств (ЛС) и изделий медицинского назначения населению и лечебно-профилактическим учреждениям (ЛПУ);

• льготный отпуск ЛС по рецептам бесплатно и с 50%-й скидкой;

• изготовление ЛС в аптечных условиях.

С целью повышения эффективности работы муниципальной аптечной сети проведен анализ ее деятельности по изготовлению ЛС за 2000 г. и дана экономическая оценка. Это позволило разработать методические подходы совершенствования системы управления производственной деятельностью в масштабах муниципальной аптечной сети, которые в дальнейшем были использованы при формировании комплекса функциональных стратегий реорганизации производственной деятельности МУП “Пермские аптеки”.
Анализ производственной деятельности МУП “Пермские аптеки” показал:

• производственная деятельность выполняется в 28 аптеках, однако 88,3% от общего объема работ сосредоточены лишь в 14 аптеках. Около 60% производственных аптек не соответствуют требованиям по составу и размерам производственных помещений, состоянию коммуникаций;

• изготовление ЛС зависит от ассортимента ЛС промышленного производства, номенклатуры предлагаемых поставщиками субстанций и врачебных предпочтений. В последние годы номенклатура ЛС аптечного изготовления не систематизировалась, потребность в них населения и ЛПУ не изучалась;

• средняя цена одной изготовленной единицы продукции значительно ниже ее средней себестоимости;

• информационная работа с врачами не проводится, поиск новых оптовых покупателей не осуществляется, сбытовая политика не разрабатывается.

Стратегия реорганизации МУП “Пермские аптеки” разрабатывалась по представленным ниже составляющим.

Организационная структура и персонал

В настоящее время производственная деятельность не выделена в организационной структуре МУП “Пермские аптеки”. Производственные аптеки расположены в разных административных районах города и подчинены различным территориальным управлениям. Самостоятельный рецептурно-производственный отдел (РПО) выделен в организационной структуре семи производственных аптек с максимальными объемами производственной деятельности и наибольшей численностью производственного персонала. РПО возглавляет заведующий, который одновременно является заместителем заведующего аптекой. В остальных аптеках РПО не выделен, и непосредственно изготовлением ЛС руководит заместитель заведующего аптекой.
В результате анализа функциональных обязанностей работников установлено:

• многократное дублирование функций сотрудниками, занятыми изготовлением ЛС;

• за работниками не закрепляются многие функции управления производственной деятельностью, в результате чего они не выполняются в рамках существующей структуры.

Для усовершенствования организационной структуры МУП “Пермские аптеки” предусмотрены следующие мероприятия:

1. Выделение в организационной структуре специализированного Подразделения, объединяющего производственные аптеки, с линейно-функциональной структурой управления.

2. Обеспечение эффективной реализации всех компонентов регулярного менеджмента.

3. Закрепление функций управления и обеспечения производственной деятельности за определенными структурными подразделениями и должностями.
В планируемой структуре Подразделение по производственной деятельности возглавляет директор, в непосредственном подчинении у которого находятся: заместитель директора по НИР, главный бухгалтер, экономист, ведущие специалисты по снабжению и сбыту, заведующие производственными аптеками, секретарь-делопроизводитель, разнорабочий и электрик. Во всех производственных аптеках организуется РПО, возглавляемый заведующим отделом (который одновременно является заместителем заведующего аптекой). В аптеке № 6 дополнительно создается специализированный отдел по изготовлению стерильных ЛС.
Функции управления были закреплены за аппаратом управления Подразделения по производственной деятельности, функции обеспечения – за персоналом производственных аптек. Численность персонала рассчитана исходя из объема выполняемых работ по каждой должности. Общая численность персонала Подразделения по производственной деятельности МУП “Пермские аптеки” должна составлять 120,75 ставок.

Основные направления стратегии изготовления ЛС

1. Систематизация номенклатуры ЛС аптечного изготовления.

2. Изучение номенклатуры ЛС промышленного производства.

3. Перевод ряда прописей индивидуального изготовления на мелкосерийное изготовление.

4. Стандартизация лекарственных форм аптечного изготовления.

5. Создание справочника стандартных прописей по амбулаторной, стационарной рецептуре, внутриаптечной заготовке и фасовке (ВАЗ).

В первоочередной систематизации нуждаются прописи ЛС, изготавливаемых серийно и мелкосерийно по стационарной рецептуре и ВАЗ. На основе данных анализа этой рецептуры составлен перечень стандартных наименований и форм выпуска стерильных растворов, изготавливаемых ежемесячно в объемах от 30 до 300 и более. В перечень вошли 14 наименований ЛС или 34 номенклатурные позиции (с учетом концентрации и объема фасовки).

Стратегия маркетинга продвижения

1. Сохранение существующей доли рынка по всем покупательским сегментам. МУП “Пермские аптеки” обслуживает 100% рыночного сегмента по амбулаторной рецептуре и 28,6% коечного фонда ЛПУ муниципальной системы здравоохранения.

2. Изучение потребности в ЛС аптечного изготовления, максимально полное удовлетворение спроса, прогнозирование возможных изменений его объема и номенклатуры.

3. Стратегия маркетинга каналов сбыта продукции предусматривает их сохранение и подключение нового канала – муниципальных аптек готовых лекарственных форм для реализации ЛС, изготовленных по амбулаторным рецептам и ВАЗ. Для определения перечня аптек готовых лекарственных форм, которые целесообразно использовать в качестве каналов сбыта таких ЛС, нами были проанализированы данные о месте выписки рецепта (т. е. ЛПУ) и месте изготовления (т. е. аптеки).

4. Изменение формы и методов работы со стратегическими покупателями. К разряду стратегических нами были отнесены 26 ЛПУ, заказывающих ежемесячно ЛС аптечного изготовления более 200 ед. В этом направлении следует: определить долгосрочные перспективы сотрудничества, заключить долгосрочные договоры, уточнить необходимые объемы и номенклатуру заказываемых ЛС, составить спецификации к договорам, переключиться на плановый режим заказов, изучить информационные потребности медицинского персонала и др.

вверх
Стратегия ценообразования

1. Обеспечение доступности ЛС аптечного изготовления для потребителей.

2. Формирование цены на ЛС аптечного изготовления с учетом минимизации убытков предприятия от производственной деятельности.

3. Обеспечение соответствия формируемых цен их среднерыночному уровню на аналогичную продукцию, производимую другими производственными аптеками и промышленными предприятиями.

При формировании цены необходимо учитывать три основных аспекта: себестоимость, потребитель, конкурент. Цена должна обеспечивать полное возмещение всех затрат. Для этого экономическая служба Подразделения должна рассчитывать базовые цены на ЛС (или тарифы за их изготовление) с учетом себестоимости и трудоемкости технологии изготовления некоторых лекарственных форм. Базовая цена ЛС является ценой внутренней, учитывающей глубинные экономические составляющие производственной деятельности предприятия.
Службой маркетинга базовые цены (тарифы) на изготавливаемую продукцию периодически должны корректироваться для обеспечения соответствия уровня внешних цен экономическим условиям внешней среды.

Основные направления мониторинга внешней рыночной среды

А. Изучение потребительского спроса:

• определение потенциальной емкости государственного сектора фармацевтического рынка, финансируемого за счет средств бюджета и внебюджетных источников;

• прогнозирование емкости сектора свободных продаж, в котором стоимость ЛС оплачивается за счет личных средств граждан;

• оценка уровня эластичности спроса по цене для разных групп потребителей на различные ЛС аптечного изготовления и т. д.

Б. Анализ конкурентного окружения:

• изучение выпускаемой номенклатуры и уровня цен на синонимы и аналоги промышленного производства;

• анализ широты ассортимента изготавливаемых ЛС, уровня цен и тарифов в аптеках ЛПУ;

• изучение номенклатуры новых препаратов промышленного производства, заменяющих ЛС аптечного изготовления и т. д.

В рамках маркетинговой стратегии на предприятии уже разработан и внедрен единый прайс-лист по ограниченной номенклатуре стандартных прописей стерильных растворов, изготавливаемых в больших объемах. При разработке единого прайс-листа учитывались себестоимость изготовления единицы продукции и уровень цен на аналогичные препараты у заводов-изготовителей. Для остальных лекарственных форм, изготавливаемых для ЛПУ, были введены единые тарифы. Это позволило снизить внутреннюю конкуренцию за потребителя между муниципальными производственными аптеками.
План мероприятий по стимулированию продаж ЛС аптечного изготовления предусматривает активное взаимодействие аптечных работников с медицинским персоналом. Необходимо организовать информирование врачей о возможностях аптечной сети по изготовлению ЛС по индивидуальным прописям и ВАЗ, об имеющихся субстанциях, уровне цен на изготавливаемую продукцию, перечне аптек, куда следует направлять амбулаторных больных; проводить работу по получению информации о том, какие ЛС аптечного изготовления врачи предпочитают назначать различным категориям больных, какое количество препарата необходимо на курс лечения, на обслуживание одного койко-дня и т. д.
В рамках стимулирования продаж продукции аптечного изготовления предусматривается:

• регулярное информирование населения об ассортименте изготавливаемых ЛС;

• дифференциация цен на ЛС (тарифов) в зависимости от вида потребительского сегмента;

• использование различных методов установления цен на ЛС, отпускаемые на льготных условиях, реализуемые оптовым или розничным покупателям;

• разработка системы скидок для стратегических покупателей;

• оказание дополнительных услуг (предоставление медицинским работникам справочников стандартных прописей, доставка изготовленной продукции ряду оптовых покупателей и т. д.).

Стратегия логистики

В результате анализа организации технологического процесса, состояния материально-технической базы и движения материальных потоков установлено:

• при децентрализации снабжения аптек сырьем и материалами отсутствует управление ценой их приобретения и уровнем запасов (в ряде аптек запас субстанций в среднем достигает 135-дневной потребности);

• управление сбытом изготовленной продукции, а также прогнозирование объемов изготовления и продаж ЛС не проводится;

• эффективность использования производственных площадей аптек в среднем составляет 38,7%, излишек производственных площадей – около 1500 м2;

• по результатам технического обследования помещения и коммуникации 18 производственных аптек находятся в неудовлетворительном состоянии.

Стратегия логистики разрабатывалась по следующим направлениям: логистика снабжения, логистика производственного процесса, логистика сбыта.

Логистика снабжения

В рамках реорганизации предусматривается централизация обеспечения производственной деятельности субстанциями, аптечной посудой, вспомогательными материалами, оборудованием, санитарной одеждой, моющими, дезинфицирующими средствами и т. д. В новой структуре выполнение снабженческих функций снимается с персонала производственных аптек (в настоящее время эту работу выполняют 28 чел.) и передается одному ведущему специалисту по снабжению специализированного Подразделения МУП “Пермские аптеки” по производственной деятельности. Кроме того, предполагается организация централизованного склада (несколько материальных комнат в одной из производственных аптек). Централизация хранения субстанций позволит оптимизировать объемы закупок, расфасовывать лекарственные и вспомогательные вещества.
Новая организация снабжения позволит:

• осуществлять контроль за движением субстанций, аптечной посуды, вспомогательных материалов и пр., оптимизировать общий уровень их запасов;

• определять потребность и планировать объемы закупок медикаментов, аптечной посуды, вспомогательных материалов и т. д.;

• производить целенаправленный поиск поставщиков для минимизации финансовых затрат предприятия на обеспечение производственного процесса необходимым сырьем, материалами и оборудованием;

• изменить стиль работы со стратегическими поставщиками: определить долгосрочные перспективы сотрудничества, переключиться на плановые режимы поставок;

• планировать объем финансовых ресурсов, необходимый для обеспечения непрерывности процесса аптечного изготовления ЛС;

• обеспечивать своевременную поставку в каждую производственную аптеку необходимого сырья и материалов.

вверх

Логистика аптечного изготовления ЛС

Принято решение о концентрации аптечного изготовления ЛС путем сокращения числа производственных аптек и организации производственного процесса в двухсменном режиме на следующих принципах.

1. Концентрация должна проводиться с учетом однородности технологии изготовления некоторых лекарственных форм. Целесообразным является централизация изготовления стерильных растворов в одной из аптек.

2. При проведении концентрации должен учитываться принцип территориальности. Для обеспечения доступности данного вида фармацевтической услуги для потребителей город был поделен на четыре территории (А, В, С, D), каждая из них потребовала размещения не менее одной производственной аптеки.

3. При выборе производственных аптек необходимо учитывать их возможности изготовления всех лекарственных форм (наличие необходимого состава и размеров площадей помещений, технологического оборудования, соответствие состояния помещений и коммуникаций требованиям нормативно-технической документации).
Указанным требованиям соответствуют четыре аптеки города.
Концентрация производственной деятельности в этих аптеках (с выделением в одной из них специализированного отдела по изготовлению стерильных лекарственных форм) позволит:

• сохранить существующие объемы изготовления и номенклатуру ЛС;

• обеспечить необходимые условия осуществления производственной еятельности в соответствии с требованиями нормативно-технической документации;

• максимально эффективно использовать производственные площади и оборудование;

• расширить серийное изготовление ЛС.

При этом обеспечивается снижение издержек производственной деятельности за счет сокращения численности производственного персонала на 42,1%, общей площади производственных помещений – на 58,7%.

Логистика сбыта изготовленной продукции

Реорганизация предоставляет возможность централизовать сбыт изготавливаемой продукции дифференцированно по отношению к разным потребительским сегментам. Для этого вводится должность ведущего специалиста по сбыту, в обязанности которого входит анализ и стандартизация прописей, обработка требований-накладных от ЛПУ и заявок от аптек готовых форм, распределение нагрузки между производственными аптеками, контроль полноты и своевременности выполнения заявок, ответственность за организацию доставки изготовленной продукции.
Учитывая необходимость обеспечения доступности населению ЛС аптечного изготовления, было принято решение о приеме амбулаторных рецептов и отпуску изготовленных по ним ЛС в 12 аптеках города. При выборе этих аптек исходили из численности проживающего населения, транспортной доступности аптеки, результатов анализа движения населения с амбулаторными рецептами (ЛПУ – аптека).
Из 12 аптек, осуществляющих прием амбулаторных рецептов и отпуск изготовленных по ним ЛС, только четыре являются производственными. Необходимо было создать систему передачи информации о поступившем рецепте, а также службу доставки изготовленной продукции. С этой целью составлено техническое задание на разработку необходимого программного обеспечения, предусматривающего защиту от несанкционированных входа и изменений информации. Наглядно данная система передачи информации о поступивших рецептах приведена на рис. 2. Все аптеки готовых форм, осуществляющие прием рецептов, закрепляются за определенными производственными аптеками. Фактическое среднедневное число амбулаторной экстемпоральной рецептуры учитывается по каждой аптеке.
В связи с необходимостью доставки изготовленной продукции из производственных аптек в аптеки готовых форм разработана соответствующая транспортная логистическая схема (рис. 3). Данная схема представляет собой ежедневный кольцевой маршрут движения автомобиля ГАЗель. Общая протяженность маршрута составляет 170 км. Расчетное время движения по маршруту – 6 ч. Из них время в пути – 4 ч, совокупное время остановок у аптек – 2 ч (по 10 мин у каждой аптеки). Оставшееся время отводится для доставки ВАЗ в другие аптеки готовых форм (не вошедшие в данную схему).
Аналогичная транспортная логистическая схема была предусмотрена для организации доставки стерильных ЛС в отдельные ЛПУ. Критериями для разработки схемы явились: значительное увеличение расстояния от производственной аптеки до ЛПУ, произошедшее в результате реорганизации; стабильность и среднемесячный размер заказа; возможность включения ЛПУ в маршруты доставки ЛС, изготовленных для амбулаторных больных; частичная (или полная) компенсация расходов по доставке со стороны ЛПУ. Доставку стерильных ЛС планируется осуществлять автомобилем ГАЗель-фургон в плановом режиме 2 раза в неделю. По срочным требованиям лечебных учреждений доставку планируется осуществлять один раз в неделю дополнительно.

Учет и финансы

Ранее производственная деятельность не была выделена в организационной и финансовой структуре предприятия. Поэтому действующая система бухгалтерского и оперативно-технического учета не обеспечивала ведение отдельного учета производственной деятельности, определения себестоимости изготавливаемой продукции и выведения финансового результата по данному виду деятельности. Осуществлялась практика перекрестного субсидирования, и основные функции финансового управления применительно к производственной деятельности не реализовывались.
В рамках проводимой реорганизации разработаны модель и методика ведения отдельного бухгалтерского учета производственной деятельности. Это позволило:

• вести учет себестоимости изготовленной продукции;

• учитывать выручку от ее реализации;

• определять финансовый результат по данному виду деятельности.

В рамках такой системы можно рассматривать производственную деятельность в финансовой структуре предприятия в качестве Центра финансового учета, Центра финансовой ответственности и Центра прибыли. Это, в свою очередь, предоставляет возможность внедрить систему бюджетирования и проводить финансовый анализ производственной деятельности по данным основных бюджетов. Система бюджетирования (финансового планирования) представляет собой совокупность операционных и основных бюджетов.
Операционными являются следующие бюджеты:

• продаж ЛС аптечного изготовления;

• производственных запасов субстанций, вспомогательных материалов, аптечной посуды и т. д.;

• материальных затрат;

• коммерческих расходов сети производственных аптек;

• коммерческих расходов аппарата управления Подразделения по производственной деятельности;

• инвестиционный;

• дотаций администрации МУП “Пермские аптеки” на возмещение плановых убытков от производственной деятельности.

К основным относятся бюджеты:

• движения денежных средств;

• доходов и расходов;

• по балансовому листу.

Внедрение системы бюджетирования позволит осуществлять текущее планирование, операционный анализ и план-фактный контроль за наличием и движением материальных и финансовых ресурсов, а также за финансовыми результатами по производственной деятельности. На основе действующих внутри предприятия форматов разработаны:

• Положение о бюджете движения денежных средств;

• Положение о бюджете доходов и расходов Подразделения МУП “Пермские аптеки” по производственной деятельности;

• Методика формирования вступительного бюджета по балансовому листу Подразделения МУП “Пермские аптеки” по производственной деятельности.

Экономика

По итогам 2000 г. муниципальными аптеками было изготовлено 985,3 тыс. ед. продукции на сумму 8619,8 тыс. руб. Себестоимость ЛС аптечного изготовления составила 11 964,7 тыс. руб., а сумма убытка от производственной деятельности – 3344,9 тыс. руб. В структуре себестоимости 75,2% составляют издержки производственной деятельности, общая сумма которых в течение 2000 г. возросла на 25,7%. При этом систематический рост затрат был отмечен практически по всем статьям расходов. Таким образом, достижение безубыточности при существующей системе организации производственной деятельности не представляется возможным.
Расчеты экономического эффекта, обеспечиваемого реорганизацией, показали:

• плановые издержки производственной деятельности снизятся до 8991 тыс. руб.;

• плановая себестоимость ЛС аптечного изготовления составит 10 516 тыс. руб.;

• прирост объемов продаж благодаря введению единого прайс-листа по стандартной номенклатуре стерильных растворов составит 453 тыс. руб.;

• прирост объемов продаж за счет применения единых тарифов за изготовление ЛС для ЛПУ составит 618 тыс. руб.;

• стоимость ЛС аптечного изготовления для ЛПУ увеличится на 17,8%;

• сумма убытков от производственной деятельности снизится с 3344,9 тыс. руб. до 879 тыс. руб. в год (или на 73,7%).

Таким образом, реализация намеченных мероприятий в рамках основных направлений реорганизации производственной деятельности МУП “Пермские аптеки” обеспечивает достижение поставленных целей.
Указанные основные направления реорганизации производственной деятельности легли в основу Программы реорганизации аптечного изготовления лекарственных средств в муниципальных аптеках г. Перми и Бизнес-плана по реорганизации производственной деятельности.
Для того чтобы осуществить переход от текущего состояния производственной деятельности к планируемому, были разработаны план организационно-технических мероприятий и план инвестиций.
Оценка эффективности инвестиционного проекта показала:

• период окупаемости проекта составляет 8 месяцев;

• простая норма прибыли (N) – 227,1%;

• чистая текущая стоимость (NPV) – 1 643 788,4;

• индекс прибыльности (Pi) – 1,9.

Инвестиционный проект является экономически эффективным, обеспечивает косвенный доход в виде значительного снижения убыточности муниципальной аптечной сети по данному виду деятельности.
Таким образом, реорганизация производственной деятельности, предусматривающая создание эффективной системы менеджмента, позволяет, не изменяя технологии, назначения и сути аптечного изготовления ЛС, сохранить данный социально значимый вид деятельности, существенно сократить убытки, а также создать необходимые предпосылки для дальнейшего планового развития и совершенствования производственной деятельности в рамках муниципальной аптечной сети г. Перми.

вверх