новая аптека
журнал для руководителя и главного бухгалтера

ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ


hr

hr
Финансы. Цены. Учет. Налоги



Аптеки на специальном налоговом режиме:
упрощенная система налогообложения,
единый налог на вмененный доход

В.А. Сухинина,
директор аудиторской фирмы “Результат-Фарм”


I. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Право на упрощенную систему налогообложения

На специальный налоговый режим (упрощенную систему налогообложения) аптеки-налогоплательщики переходят добровольно (если это экономически выгодно), но в заявительном порядке (до 30 ноября) при соблюдении следующих условий.

NB!

1. Если по итогам девяти месяцев того года, в котором налогоплательщик подает заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения, доход от реализации (без НДС и налога с продаж) не превысил 11 млн руб.
Раз идет речь о показателе “доход от реализации”, то напомним, как он определяется.
В соответствии с п. 3 ст. 271 НК РФ “Для доходов от реализации, если иное не предусмотрено настоящей главой, датой получения признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемая в соответствии с п. 1 ст. 39 настоящего Кодекса, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату. При реализации товаров (работ, услуг) по договору комиссии (агентскому договору) налогоплательщиком – комитентом (принципалом) датой получения дохода от реализации признается дата реализации принадлежащего комитенту (принципалу) имущества (имущественных прав), указанная в извещении комиссионера (агента) о реализации и (или) в отчете комиссионера (агента)”.
Согласно ст. 273 НК РФ “В целях настоящей главы датой получения дохода признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, поступления иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав, а также погашение задолженности перед налогоплательщиком иным способом (кассовым методом)”.

NB!

2. Средняя численность работников не превысила 100 чел.
Расчет средней численности работников осуществляется в порядке, установленном Госкомстатом России (приказ от 07.12.98 № 121).
Под средней численностью работников за налоговый (отчетный) период следует понимать среднюю численность работников, определяемую аптекой по состоянию на 1 октября года, в котором им подано заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.

NB!

3. Остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов, находящихся в собственности налогоплательщика, не превышает 100 млн руб.



Ограничение на специальный налоговый режим

Не могут перейти на специальный налоговый режим:

NB!

1) налогоплательщики, занимающиеся производством подакцизных товаров;

NB!

2) налогоплательщики, переведенные на единый налог на вмененный доход;

NB!

3) налогоплательщики, у которых доля в уставном капитале, принадлежащая другим организациям, составляет более 25%;

NB!

4) налогоплательщики, имеющие филиалы и (или) представительства;
По результату рассмотрения поданного аптекой заявления по ф. № 26.2-1 налоговый орган в месячный срок со дня регистрации (подп. 8.15 Типовой инструкции по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти, утв. приказом Федеральной архивной службы России от 27.11.00 № 68) в письменной форме уведомляет аптеку о возможности либо невозможности применения упрощенной системы налогообложения (формы уведомления № 26.2-2 и 26.2-3, утв. приказом МНС России от 19.09.02 № ВГ-3-22/495).


NB!

Действия аптеки при утрате права

Об утрате права на применение упрощенной системы налогообложения в налоговом (отчетном) периоде при получении дохода свыше 15 млн руб. или остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов имущества более 100 млн руб. (хотя бы одного из этих показателей) аптека обязана в письменной форме (ф. № 26.2-5) сообщить в налоговый орган в течение 15 дней по истечении отчетного (налогового) периода, в котором ее доход и остаточная стоимость ОС и НМА, установленные п. 4 ст. 346.1 НК РФ, превысили ограничение.
На общий режим налогообложения аптека переходит с начала того квартала, в котором было допущено превышение показателей. Например, если в августе доход аптеки или остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов превысят предельные показатели (15 и 100 млн руб.), то аптека обязана с III квартала перейти на общий режим налогообложения. При этом аптека не уплачивает пени и штрафы за несвоевременную уплату ежемесячных платежей в течение III квартала.
Заметим также, что в этом случае численность работников как критерий в ст. 346.13 НК РФ не упоминается. Но если доходы и стоимость основных средств и нематериальных активов не превысили установленные критерии, указанные в ст. 346.12 НК РФ, то аптека не вправе до окончания налогового периода перейти на общий режим налогообложения.
Если аптека считает, что применять упрощенную систему налогообложения ей не выгодно экономически, то о переходе на общий режим налогообложения в соответствии с п. 6 ст. 346.13 НК РФ она уведомляет налоговый орган письменно (ф. 26.2-4) не позднее 15 января года, в котором она предполагает перейти на общий режим налогообложения.
Вновь вернуться на упрощенную систему налогообложения аптека сможет не ранее чем через 2 года после утраты такого права.


Порядок признания доходов и расходов

Согласно ст. 346.17 НК РФ датой получения доходов признается день поступления средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (кассовый метод).
Расходами аптеки признаются затраты после их фактической оплаты.
Расходы на приобретение основных средств, учитываемые в порядке, предусмотренном п. 3 ст. 346.16 НК РФ, отражаются в последний день отчетного (налогового) периода.


NB!

Налоговая база. Налоговый, отчетный период

Аптека самостоятельно определяет вид налоговой базы:
а) доходы;
или
б) доходы, уменьшенные на величину расходов.
В соответствии со ст. 346.13 НК РФ в случае изменения избранного объекта налогообложения аптека обязана уведомить об этом налоговый орган до 20 декабря года, предшествующего году, в котором впервые применена упрощенная система налогообложения.
Доходы, полученные в натуральной форме, учитываются по рыночным ценам.
Доходы учитываются нарастающим итогом с начала налогового периода до его окончания, если аптека выбрала объектом налогообложения доходы.
Доходы и расходы учитываются также нарастающим итогом с начала налогового периода до его окончания, если аптека выбрала объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
На основании ст. 346.19 НК РФ налоговым периодом при упрощенной системе признается календарный год.

NB!

Срок уплаты налога – 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Квартальные авансовые платежи уплачиваются 25 апреля, 25 июля, 25 октября (ст. 346.2 НК РФ). В эти же сроки представляются налоговые декларации.
Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, 9 месяцев календарного года.
По окончании налогового периода в налоговые органы подается налоговая декларация в порядке, установленном ст. 346.23 НК РФ и уплачивается налог в порядке, установленном в ст. 346.21 НК РФ.


NB!

Налоговые ставки

Налоговые ставки определены в ст. 346.20 НК РФ:
а) если объектом налогообложения являются доходы, налоговая ставка – 6% от полученного по кассовому методу дохода за отчетный (налоговый) период. Но этот объект налогообложения можно использовать только до 1 января 2005 г.

б) если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка – 15%.

Пример 1
Доходы, полученные аптекой за 2003 г., составили 14 млн руб. Расходы, фактически оплаченные, составили 13,9 млн руб., налоговая база – 100 тыс. руб. (доходы минус расходы).
Налог, подлежащей уплате за 2003 г., равен 15 тыс. руб. (100 тыс. руб. ґ 15%).
Сумма минимального налога за 2003 г. составит 140 тыс. руб. (14 млн руб. ґ 1%).
В связи с тем, что сумма минимального налога превышает сумму исчисленного в общем порядке налога, аптека обязана перечислить в бюджет 140 тыс. руб.



Налоговый учет

В соответствии со ст. 346.24 НК РФ аптеки обязаны вести налоговый учет показателей своей деятельности, необходимых для исчисления налоговой базы и суммы налога, на основании книги учета доходов и расходов.
Форма книги учета доходов и расходов и порядок отражения в ней хозяйственных операций организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими упрощенную систему налогообложения, утверждены МНС России по согласованию с Министерством финансов РФ (приказ от 28.10.02 № БГ-3-22/606).
Аптеки, ранее применявшие общий режим налогообложения с использованием метода начислений, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют следующие правила (ст. 346.25 НК РФ):

  • на дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговую базу включаются суммы денежных средств, полученные в период применения общего режима налогообложения в оплату по договорам, исполнение которых аптека осуществляет после перехода на упрощенную систему налогообложения;
  • на дату перехода на упрощенную систему налогообложения в налоговом учете отражается остаточная стоимость основных средств, приобретенных и оплаченных в период применения общего режима налогообложения, в виде разницы между ценой приобретения и суммой начисленной амортизации в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ.

В отношении основных средств, числящихся в аптеке, оплата которых будет осуществлена после перехода на упрощенную систему налогообложения, остаточная стоимость, определяемая в соответствии с настоящим пунктом, учитывается начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена оплата такого объекта основных средств;

  • не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на упрощенную систему налогообложения, если по правилам налогового учета по методу начислений указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль аптеки при применении общего режима налогообложения;
  • расходы, осуществленные аптекой после перехода на упрощенную систему налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена в течение периода применения общего режима налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему налогообложения;
  • не вычитаются из налоговой базы денежные средства, уплаченные после перехода на упрощенную систему налогообложения в оплату расходов аптеки, если до перехода на упрощенную систему налогообложения такие расходы были учтены при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в соответствии с гл. 25 НК РФ.

Аптеки, применявшие упрощенную систему налогообложения, при переходе на общий режим налогообложения с использованием метода начислений выполняют следующие правила:

  • не включаются в налоговую базу денежные средства, полученные после перехода на общий режим налогообложения, если по правилам налогового учета указанные суммы были включены в доходы при исчислении налоговой базы при применении упрощенной системы налогообложения;
  • расходы, осуществленные аптекой в период после перехода на общий режим налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления независимо от даты оплаты таких расходов;
  • при переходе на общий режим налогообложения в налоговом учете на дату указанного перехода отражается остаточная стоимость основных средств, определяемая исходя из их первоначальной стоимости за вычетом сумм амортизации, исчисленной за период применения упрощенной системы налогообложения в порядке, предусмотренном гл. 25 НК РФ. При этом суммы расходов на приобретение основных средств, принятых при исчислении налоговой базы за этот период в соответствии с настоящей главой, если они превысили суммы амортизации, исчисленные в соответствии с гл. 25 НК РФ, не уменьшают остаточную стоимость основных средств на дату перехода налогоплательщика на общий режим налогообложения, а полученная разница признается доходом при переходе на общий режим налогообложения.



Порядок исчисления и уплаты налога

Сумму налога аптека определяет самостоятельно по итогам налогового периода (года).
Аптеки, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы по итогам каждого отчетного периода, исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
Сумма налога (квартальных авансовых плaтeжей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается аптеками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых за этот же период времени в соответствии с законодательством РФ. При этом сумма налога (квартальных авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50%.
Аптеки, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму квартального авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно первого квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее уплаченных сумм квартальных авансовых платежей по налогу.
Уплаченные авансовые платежи по налогу засчитываются в счет уплаты налога по итогам налогового периода.
Уплата налога и квартальных авансовых платежей по налогу производится по месту нахождения аптеки.
Суммы налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством РФ.


Уплата налога при получении убытка

Если аптекой, признающей объектом налогообложения доходы за вычетом расходов, по итогам работы за налоговый период получен убыток, аптека должна исчислить и уплатить в бюджет минимальный налог (п. 6 ст. 346.18 НК РФ).

Пример 2
Доходы, полученные аптекой за 2003 г., составили 12 млн руб., а убыток – 200 тыс. руб.
Налог с дохода (за минусом расходов) не начисляется.
Сумма минимального налога аптеки за 2003 г. составит 120 тыс. руб. (12 млн руб. ґ1%).

В случае неуплаты налога в размере минимального может быть применена налоговая санкция (ст. 122 НК РФ):
– штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога.
Аптека, уплатившая налог в размере минимального, имеет право в следующем налоговом периоде включить разницу между суммой уплаченного налога и суммой налога, исчисленного исходя из налоговой базы (ст. 346.18 НК РФ), в состав расходов при исчислении налоговой базы.
На сумму разницы можно увеличить сумму убытка того налогового периода, в котором указанная разница признается расходом.

Пример 3
Воспользуемся условием примера 1. Аптека перечислила в бюджет за 2003 г. налог в размере 140 тыс. руб., хотя налог, исчисленный в общем порядке, составил 15 тыс. руб.
Разница между минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке, составила 125 тыс. руб. (140 – 15). Аптека при расчете налоговой базы за 2004 г. включит сумму разницы в размере 125 тыс. руб. в состав расходов, уменьшив при этом налогооблагаемую базу.
Аптека вправе осуществлять перенос убытков на будущее в течение 10 лет (налоговых периодов). При этом налоговая база не должна уменьшаться более чем на 30% (п. 7 ст. 346.18, ст. 346.19).

Пример 4
Аптека за 2003 г. получила убыток 2,8 млн руб.
В 2004 г. доходы аптеки составят 9 млн руб.; расходы, уменьшающие полученные доходы в целях налогообложения, составят 2,6 млн руб.
Следовательно, объектом налогообложения за 2004 г. будет 6,4 млн руб. (9 млн руб. – 2,6 млн руб.).
Рассчитаем, на какую сумму убытка можно уменьшить налоговую базу за 2004 г.:
6,4 млн руб. ґ 30% = 2,13 млн руб.
Аптека вправе уменьшить налоговую базу на 2,13 млн руб. Следовательно, налог исчислится исходя из 4,27 млн руб. (6,4 – 2,13).
В 2005 г. доходы составили 12 млн руб.; расходы, уменьшающие доходы в целях налогообложения, – 1,5 млн руб.
Объект налогообложения за 2005 г. – 10,5 млн руб. (12 – 1,5).
Сумма убытка, на которую можно уменьшить налоговую базу в 2005 г.: 10,5 : 30% = 3,5 млн руб.
Аптека вправе уменьшить налоговую базу на оставшуюся сумму убытка, полученного за 2003 г., в размере 0,67 млн руб. (2,8 – 2,13).
Следовательно, налог за 2005 г. будет исчислен исходя из 9,83 млн руб. (10,5 – 0,67).

Включение суммы разницы между уплаченным в бюджет налогом в размере минимального и налогом, исчисленным по результатам работы за налоговый период, в состав расходов следующих налоговых периодов носит добровольный, а не обязательный характер.

NB!

Перенос убытков на будущее в целях налогообложения могут осуществлять только те аптеки, которые признают изначально при переходе на упрощенную систему в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.
Аптеки, применяющие до 2003 г. общий режим налогообложения, не уменьшают налогооблагаемую базу за 2003 г. на сумму убытка, полученного по результатам 2002 г.
При использовании права на уменьшение налоговой базы на сумму полученного ранее убытка, аптеки обязаны хранить документы, подтверждающие объем понесенного убытка, и документы, подтверждающие сумму, на которую была уменьшена налоговая база по каждому налоговому периоду, в течение всего срока уменьшения налоговой базы на сумму убытка (п. 7 ст. 346.18).
В случае когда аптека переходит на общий режим налогообложения, убыток, полученный при применении упрощенной системы, в целях налогообложения не принимается (п. 7 ст. 346.18). При этом не имеет значения причина перехода на общий режим налогообложения – добровольный отказ или превышение предельных показателей в соответствии со ст. 346.13 НК РФ.


Порядок определения расходов

При определении объекта налогообложения аптека уменьшает полученные доходы на следующие расходы (ст. 346.16 НК РФ):
1) расходы на приобретение основных средств (с учетом положений п. 3 ст. 346.16);
2) расходы на приобретение нематериальных активов;
3) расходы на ремонт основных средств (в т. ч. арендованных);
4) арендные (лизинговые) платежи за арендуемое, в т. ч. принятое в лизинг имущество (по правилам ст. 265 НК РФ);
5) материальные расходы (по правилам ст. 254 НК РФ – приобретение спецодежды, спецобуви, моющих средств, оплата электроэнергии, воды, коммунальных услуг и т. д.);
6) расходы на оплату труда, выплату пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ (по правилам ст. 255 НК РФ). Не учитываются в целях налогообложения расходы, перечисленные в подп. 21 ст. 270 НК РФ;
7) расходы на обязательное страхование работников и имущества, включая страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, производимые в соответствии с законодательством РФ (по правилам ст. 255 и ст. 263 НК РФ);

NB!
8) суммы налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам и услугам);
NB!

9) проценты, уплачиваемые за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов), а также расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями (по правилам ст. 269 НК РФ);
10) расходы на обеспечение пожарной безопасности аптеки в соответствии с законодательством РФ, расходы на услуги по охране имущества, обслуживанию охранно-пожарной сигнализации, расходы на приобретение услуг пожарной охраны и иных услуг охранной деятельности;
11) суммы таможенных платежей, уплаченные при ввозе товаров на таможенную территорию РФ и не подлежащие возврату в соответствии с таможенным законодательством РФ;
12) расходы на содержание служебного транспорта (по правилам ст. 252 НК РФ), а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов в пределах норм, установленных Правительством РФ;
13) расходы на командировки, в частности:

  • на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы;
  • наем жилого помещения. По этой статье расходов подлежат возмещению также расходы работника на оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах (за исключением расходов на обслуживание в барах и ресторанах, расходов на обслуживание в номере, расходов за пользование рекреационно-оздоровительными объектами);
  • суточные в пределах норм, утверждаемых Правительством РФ;
  • оформление и выдачу виз, паспортов, ваучеров, приглашений и иных аналогичных документов;
  • консульские, аэродромные сборы, сборы за право въезда, прохода, транзита автомобильного и иного транспорта, за пользование морскими каналами, другими подобными сооружениями и иные аналогичные платежи и сборы;
NB!
14) плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов. При этом такие расходы принимаются в пределах тарифов, утвержденных в установленном порядке;
NB!
15) расходы на аудиторские услуги;
16) расходы на публикацию бухгалтерской отчетности, а также на публикацию и иное раскрытие другой информации, если законодательством РФ на налогоплательщика возложена обязанность осуществлять их публикацию (раскрытие);
17) расходы на канцелярские товары;
18) расходы на почтовые, телефонные, телеграфные и другие подобные услуги, расходы на оплату услуг связи. К данному виду расходов можно отнести услуги факсимильной, спутниковой связи, электронной почты, Интернет;
19) расходы, связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям). К указанным расходам относятся также расходы на обновление программ для ЭВМ и баз данных;
20) расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), товарного знака и знака обслуживания (по правилам п. 4 ст. 264 НК РФ);
21) расходы на подготовку и освоение новых производств, цехов и агрегатов;
22) суммы налогов и сборов, уплаченные в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах;
NB!

23) расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в подп. 8) (по правилам ст. 268 НК РФ).

Стоимость основных средств принимается равной остаточной стоимости этого имущества на момент перехода на упрощенную систему налогообложения.
При определении сроков полезного использования основных средств следует руководствоваться Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной Правительством РФ в соответствии со ст. 258 НК РФ. Для тех видов основных средств, которые не указаны в этой Классификации, сроки их полезного использования устанавливаются аптекой в соответствии с техническими условиями и рекомендациями организаций-изготовителей.
В случае реализации (передачи) основных средств, приобретенных после перехода на упрощенную систему налогообложения, до истечения трех лет с момента их приобретения (в отношении основных средств со сроком полезного использования свыше 15 лет – до истечения 10 лет с момента их приобретения) налогоплательщик обязан пересчитать налоговую базу за весь период пользования такими основными средствами с момента их приобретения до даты реализации (передачи) с учетом положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени.
Перечень расходов в упрощенной системе налогообложения является закрытым (в отличие от гл. 25 НК РФ).
Аптеки на упрощенной системе налогообложения, например, не смогут включить в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу:

  • затраты на сертификацию;
  • представительские расходы;
  • затраты на подготовку и переподготовку кадров;
  • платежи за регистрацию прав на недвижимое имущество;
  • потери от брака;
  • судебные расходы;
  • расходы в виде штрафных санкций по хозяйственным договорам;
  • оплату медицинских осмотров работников;
  • платежи за аренду земли;
  • добровольное страхование имущества.


Ведение бухгалтерского учета

Федеральный закон от 31.12.02 № 191-ФЗ внес изменения в ст. 4 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ “О бухгалтерском учете”.
Поправка позволяет аптекам, перешедшим на упрощенную систему, не вести бухгалтерский учет. Исключение составляет учет основных средств (ОС) и нематериальных активов (НМА).
Таким образом, перейдя на упрощенную систему налогообложения, аптеки в части бухгалтерского учета могут ограничиться оформлением первичных документов на ОС и НМА, их инвентаризацией и ведением соответствующих бухгалтерских регистров.
Если аптека выбрала объектом налогообложения доходы за вычетом расходов, то ей нужно оформлять первичные документы для подтверждения произведенных расходов. Те аптеки, которые платят единый налог с доходов, должны оформлять первичные документы по учету труда и его оплаты.
И все же мы советуем: прежде чем отказываться от ведения бухучета в полном объеме, нужно “семь раз отмерить”. На то есть две причины.
Во-первых, не исключено, что в будущем аптеке придется вернуться к обычному режиму налогообложения: например, если упрощенная система окажется не такой выгодной, как казалась раньше, или будет превышен максимальный размер выручки, либо в другом случае. Тогда нужно будет восстанавливать бухучет. В то же время в книге доходов и расходов, скорее всего, будут отражены далеко не все операции, которые осуществила аптека, – книга для этого не предназначена. Поэтому восстановить учет будет непросто.
Во-вторых, освободив организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, от обязанности вести бухгалтерский учет, законодатели почему-то не сняли с них обязанность ежеквартально сдавать в налоговую инспекцию бухгалтерскую отчетность (ст. 23 НК РФ). В результате получилось, что аптеки не обязаны вести бухучет, но формально с них можно потребовать сдавать отчетность. По этому поводу требуется официальное разъяснение Минфина России.

Кассовые операции. Виды отчетности

Переход на упрощенную систему налогообложения не освобождает аптеки от ведения кассовых операций и представления некоторых видов отчетности. Тем самым они обязаны, в частности, использовать в своей деятельности контрольно-кассовые машины (ККМ). Порядок применения ККМ определен Федеральным законом от 18.06.93 № 5215-1 “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением”. Кроме того, аптеки обязаны своевременно предоставлять статистическую отчетность, порядок заполнения, оформления и представления которой определен действующим законодательством, а также расчеты по взносам на обязательное пенсионное страхование, взносам в ФСС на страхование от несчастных случаев.

Исполнение обязанностей налогового агента

Применение аптеками упрощенной системы налогообложения не освобождает их от исполнения обязанностей налоговых агентов, предусмотренных НК РФ.
Обязанность налогового агента возникает в указанных ниже случаях.
1. По налогу на добавленную стоимость у аптек на основании ст. 161 НК РФ:

  • при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ у иностранных лиц, не состоящих на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков;
  • при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества;
  • при реализации на территории РФ конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, кладов и скупленных ценностей, а также ценностей, перешедших по праву наследования государству.

Например, аптека, применяющая упрощенную систему, арендует муниципальное имущество у органов муниципальной власти. В таком случае на нее возлагается обязанность по исчислению, удержанию из доходов, уплачиваемых арендодателю, и перечислению в бюджет соответствующей суммы налога на добавленную стоимость в соответствии со ст. 161 НК РФ.

2. По налогу на доходы физических лиц у аптек на основании ст. 226 НК РФ. Исчисление и перечисление в бюджет сумм налога на доходы физических лиц налоговыми агентами производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, за исключением доходов, в отношении которых исчисление и уплата налога осуществляются в соответствии со ст. 227 и 228 части второй НК РФ.

3. По налогу на прибыль у аптек при выплате налогоплательщикам налога на прибыль доходов в виде дивидендов в соответствии со ст. 275 НК РФ, а также в случае выплаты доходов иностранной организации, не осуществляющей деятельность через постоянное представительство на территории РФ, на основании ст. 310 НК РФ.
Исполняя обязанности налогового агента при выплате доходов иностранным организациям, не состоящим на учете в налоговых органах РФ, необходимо принимать во внимание положения международных договоров об избежании двойного налогообложения.

4. По налогу с продаж у аптек в соответствии со ст. 354 НК РФ, если по условиям договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится указанными аптеками, т. е. комиссионерами (поверенными, агентами), и денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комиссионера (поверенного, агента). При этом сумма налога исчисляется исходя из полной цены товара (работ, услуг), включающей вознаграждение комиссионера (поверенного, агента). Комитент (доверитель, принципал) при получении выручки от комиссионера (поверенного, агента) налог не уплачивает, если он перечислен комиссионером (поверенным, агентом).
Допустим, в соответствии с условиями договора комиссии (договора поручения, агентского договора) фактическая реализация товаров (работ, услуг) покупателям производится комиссионером (поверенным, агентом), а денежные средства за реализованный товар (работы, услуги) поступают в кассу (на расчетный счет) комитента (доверителя, принципала). В таком случае налог уплачивается в бюджет комитентом (доверителем, принципалом), при этом сумма налога исчисляется им исходя из полной цены товара.


Налоговые декларации

В соответствии со ст. 346.23 НК РФ аптеки по истечении налогового (отчетного) периода представляют налоговые декларации в налоговые органы по месту своего нахождения.
Налоговые декларации по итогам налогового периода (года) представляются не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налоговые декларации по итогам отчетного периода (квартала) представляются не позднее 25 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода.
Форма налоговых деклараций и порядок их заполнения утверждены МНС России (приказ от 12.11.02 № БГ-3-22/647).


Не являются плательщиками налогов

Аптеки, переведенные на упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками следующих налогов:

  • налога на прибыль;
  • НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате в соответствии с НК РФ при ввозе товаров на таможенную территорию РФ);
  • налога с продаж;
  • налога на имущество организаций;
  • единого социального налога (ст. 346.11 НК РФ).

Аптеки на упрощенной системе налогообложения не обязаны составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж, а также выполнять иные требования, установленные гл. 21 НК РФ.
Вместе с тем аптеки, переведенные на упрощенную систему налогообложения, уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (Федеральный закон от 15.12.01 № 167-ФЗ, ст. 346.11 НК РФ) независимо от выбранного способа уплаты налога по упрощенной схеме (с дохода – 6% или с дохода, уменьшенного на расходы, – 15%).
Другие налоги аптеки уплачивают в соответствии с общим режимом налогообложения (транспортный налог, налог на доходы физических лиц, государственные и таможенные пошлины, налог на недвижимость, земельный налог, налог на рекламу).
Аптеки, выбравшие объектом налогообложения доходы, могут производить вычет страховых взносов на обязательное пенсионное страхование следующим образом: сумма единого налога (квартальных авансовых платежей), исчисленная исходя из налоговой базы, уменьшается на сумму страховых взносов, уплачиваемых за этот же период времени, но не более 50% налога (квартальных авансовых платежей по налогу (ст. 346.21 НК РФ).

Нормативная база

1. Глава 26.2 “Упрощенная система налогообложения” НК РФ (в ред. от 31.12.02 № 191-ФЗ).
2. Методические рекомендации МНС России по применению гл. 26.2 НК РФ (от 10.12.02 № БГ-3-22/706).
3. Приказы МНС России от 19.09.02 № ВГ-3-22/495; 28.10.02 № БГ-3-22/606 (утверждены формы документов, книги учета доходов и расходов).
4. Приказ МНС России от 12.11.02 № БГ-3-22/647 (утверждены налоговые декларации).


II. ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД >>

вверх