новая аптека
журнал для руководителя и главного бухгалтера

ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ


hr

hr
Практический маркетинг



Мощный ресурс эффективного аптечного менеджмента




И.П. РУМЯНЦЕВА,
провизор


Штриховые коды появились практически на всех товарах, они примелькались и уже не вызывают удивления, хотя не всем понятно их предназначение. Мы привыкли к тому, что в терминалах POS-системы (“касса” по-старому) штрих-коды на покупках мгновенно считываются сканером и информация, закодированная на этикетке, превращается одновременно на экране дисплея и на бумажном чеке в понятную всем запись о стоимости, количестве покупок, сумме, дате и т. п. Но это лишь одна, хорошо видимая область эффективного применения штрихового кодирования. О том, как штриховое кодирование помогает в работе аптечного предприятия, пойдет речь в этой статье.

К концу прошлого столетия штриховое кодирование стало неотъемлемым элементом автоматизированных систем управления во всех сферах хозяйствования, производства товаров и услуг. В настоящее время более 500 тыс. компаний во всем мире участвуют в системе EAN/UPC посредством международной сети национальных организаций товарной нумерации, представляющих более 80 стран (см. приложение). В России создана Национальная ассоциация кодирования ЮНИСКАН/EAN для разработки национальных стандартов в области автоматической индексации, присвоения и формирования национального фонда штрих-кодов.

Штриховой код представляет собой графическое изображение знаков (чисел, букв) в виде параллельных штрихов и пробелов различной толщины, предназначенное для автоматического считывания техническими устройствами.

Это – машиночитаемый символ, которым закодирована информация о параметрах произведенной или реализуемой продукции, будь то товар или услуга, о реквизитах юридических лиц и т. д. Символы, используемые в системе EAN для идентификации товара, включают в себя, с одной стороны, идентификационные цифровые номера, а с другой – носители машиночитаемой информации (штриховые коды).

Цифровые номера состоят, как правило, из 13 цифр. Этот цифровой ряд располагается непосредственно под штрих-кодом. Именно эти 13 цифр однозначно идентифицируют товар. Каждый знак цифрового кода (каждая цифра) выражается определенной комбинацией темных и светлых полос, т. е. непосредственно штрих-кодом, дающим возможность кодировать, считывать и расшифровывать информацию с использованием комьютерной техники. Наличие цифровых обозначений сделано для того, чтобы человек без специальных средств мог прочесть содержание кода, в то время как штриховые коды представляют идентификационные номера в машиночитаемой форме. Итак, цифры читает человек, штрихи “читает” машина.

С помощью штрих-кода можно идентифицировать любые товары независимо от их происхождения или места назначения. Любое изделие (любой товар)при такой системе имеет свой символ – “код личности”, по которому его можно “опознать” в любой стране. Каждый штрих-код (каждый символ) является уникальным и принадлежит только конкретному виду товара!

Никакой другой товар, обращающийся в международной торговле, не может иметь такой же номер; штрих-код, принадлежащий товару, никогда и нигде не может быть повторен. Что же обозначают эти 13 цифр в международной системе EAN?

Первые три цифры являются номером страны – банка данных, присвоившей этот номер, они не всегда обозначают страну, в которой произведен товар, а лишь указывают страну, где зарегистрирована фирма – владелец кода. Номера, присвоенные товарам ЮНИСКАН/ EAN в России, начинаются с числа 460, у других стран это будут, соответственно, другие числа.

Следующие четыре цифры присваиваются предприятию – заявителю кода, который производит или реализует товар.

Еще пять цифр относятся непосредственно к товару, обозначая наименование, его потребительские свойства, размер, упаковку, цвет и т. д.

Последняя цифра является контрольной, она вычисляется согласно определенному алгоритму из других знаков символа и подтверждает, что весь штрих-код был декодирован правильно [1].

Например, числовой символ к штрих-коду 4600828001881 относится к препарату Анальгин таблетки 0,5 г № 10 в блистере, производства ФГУП “Мосхимфармпрепараты”. Здесь 460 – это банк данных России; 0828 – “Мосхимфармпрепараты”; 00188 – Анальгин 0,5 г № 10 в блистерной упаковке. При условии выпуска препарата этим же производителем в блистерной упаковке по 20 таблеток изменится одна из цифр, и числовой ряд будет не 00188, а другой. Также числовой ряд станет иным, если блистер будет во вторичной картонной упаковке, изменятся вид упаковки или дозировка.

Препарат Фуросемид таблетки 0,04 № 50, также производимый ФГУП “Мосхимфармпрепараты”, имеет штрих-код 4600828001638. При производстве этого препарата в Болгарии первые три цифры штрих-кода будут 380, также изменятся следующие четыре цифры, обозначающие предприятие-производителя и т. д.

Таким образом, каждый раз при изменении любой составляющей товарного символа в системе EAN обязательно меняется цифровой ряд и соответственно – штрих-код, что обеспечивает уникальность номеров во всем мире. Использование уникальных номеров уменьшает вероятность ошибки и путаницы. Эти международные номера создают общий язык, на котором производители, экспортеры, импортеры, оптовые и розничные торговцы могут передавать информацию о своих товарах и услугах. В Российской Федерации всем лекарственным средствам, выпускаемым промышленными предприятиями, присваивается международный штрих-код в системе EAN.

Система EAN, которая применяется в автоматизированных системах управления только внутри фирмы (аптеки, магазина, больницы), использует серии локальных номеров. Такие номера в отличие от международных номеров имеют префикс, состоящий из двух цифр, определяющих фирму или предприятие, за которым следует внутренний номер из одиннадцати цифр, присвоенный товару или услуге. Понятно, что локальный код может включать в себя большее число характеристик товара, например срок годности, серию, номер сертификата соответствия, ставку налогообложения, цвет изделия или упаковки, наименование поставщика и др. Состав кода зависит от задач, которые определяет заказчик при переходе на автоматическую обработку информации. В международной торговле локальные номера не используются, а их уникальность, соответственно, гарантируется только внутри фирмы.

В результате изобретения штрих-кода мир получил инструмент, давший мощный толчок развитию информационных технологий, разработкам в области создания новых средств связи. Благодаря изобретению штрихового кодирования появились теперь уже многофункциональные компьютерные системы, позволяющие управлять производственными процессами любого торгового предприятия, в т. ч. аптек, и осуществлять:

  • поиск необходимого товара при вводе его названия (дается исчерпывающая информация о его количестве, цене, месте хранения, сроке годности, поставщике и т. д.);
  • считывание штрих-кода с упаковки с одновременным расчетом стоимости приобретаемых покупателем товаров;
  • расчет денежной выручки за определенный период времени по каждому отделу и аптеке в целом;
  • учет движения товаров в аптеке;
  • формирование заказов для закупки товаров;
  • анализ и статистическую обработку финансово-хозяйственной деятельности [2].
Системы управления предприятиями в режиме реального времени и технологии штрихового кодирования существенно влияют на экономический эффект их деятельности.

Одним из наиболее важных моментов является сокращение рабочего времени на выполнение складских операций. Обычно время на поиск товара для отбора в заказ и внутреннего перемещения сокращается в два раза (наиболее существенная часть работ по затратам времени на складе и в аптеке), т. к. система четко указывает месторасположение нужного товара на складе, в материальных помещениях аптеки.

Ежедневно в сфере бизнеса создается и обрабатывается внушительный объем бумажной документации. Она включает в себя заказы на приобретение, счета и каталоги продукции, отчеты о продажах и т. д. При автоматизированной системе учета движения товаров заметно сокращаются объемы обрабатываемой документации и, главное, – время на ее подготовку, позволяя упростить административные процессы, снизить административные расходы и расходы на заработную плату. В результате рентабельность предприятия повышается.

Внедрение компьютерных технологий избавило сотрудников аптек от массы рутинной работы. Раньше приходилось часами вручную считать остатки, выяснять, сколько товара реализовано. Просчитывать потребность в тех или иных препаратах. Теперь все это занимает несколько минут.

Многие люди становятся жертвами неточной информации по телефону, факсу или почте. Ни одно лицо, ни одна организация не могут точно определить ущерб, нанесенный неточной передачей информации, поскольку он не поддается денежному исчислению и включает в себя потерянное время, изменение планов, беспокойство и множество других негативных последствий. Идентификационные номера EAN, автоматизация обработки информации при считывании штрих-кодов практически исключают ошибки, возможные при ручном вводе информации в компьютер. В любой момент времени известны остатки товара в торговом зале и имеются все данные об отпущенном товаре не только в суммовом выражении, но и в количественном.

Точная и недвусмысленная идентификация товара в процессе приобретения, сбыта и учета при грамотной организации работы предприятия повышает производительность труда. Обычно без увеличения размеров складских помещений и численности персонала при использовании подобных систем можно добиться 20–25% роста товарооборота и значительного сокращения сверхнормативных запасов [3, 4].

К позитивным экономическим сдвигам относятся также: снижение торговых наложений, сведение к минимуму затрат на списание товаров со склада, т. к. уменьшается вероятность ситуации, в которой товар долежит на складе до окончания своего срока годности.

Нельзя недооценивать роль факторов, опосредованно влияющих на успешную работу предприятия и повышение его конкурентоспособности.

Современный дизайн рабочих мест, оснащенных быстродействующей офисной техникой и средствами связи, не только облегчает труд, но также вызывает у сотрудников чувство эстетического удовлетворения и положительно корректируют отношение к работе.

Другой, не менее важный момент, – возрастает самооценка сотрудников. Действительно, приятно и престижно работать в помещениях, оборудованных на уровне, соответствующем техническим достижениям нашего времени.

Конечно, в числе несомненных удобств уменьшение физических нагрузок сотрудников в торговом зале аптеки: теперь не надо каждый раз открывать многочисленные шкафы, ящички, холодильники, надолго “исчезать” в помещениях хранения, чтобы там разыскать нужное лекарство. Достаточно просто взглянуть на экран компьютера – и вся информация перед глазами.

Освобождающийся в результате автоматизации операций персонал может выполнять новые важные функции, актуальные в рыночной экономике: рекламные акции, презентации новых товаров, программы мерчандайзинга и др., а также расширить зоны обслуживания, увеличить количество выполняемых операций.

Изменяется в лучшую сторону эстетика обслуживания, что, в свою очередь, привлекает покупателей, т. е. можно говорить о роли автоматизированных программ в увеличении объема продаж.

Автоматизированная обработка данных при передаче большого объема коммерческой информации с одного компьютера на другой обеспечивает более быстрое получение ответа, удовлетворение запросов и уменьшение количества отказов потребителям.

И, наконец, самый наглядный результат, который получают предприятия с автоматизированными системами управления, – это инвентаризация, проводимая за 3–4 ч. В прошлое уходят аптеки, на неделю закрытые для учета, и бессонные ночи сотрудников, ожидающих его результатов, т. к. при ручной обработке почти никогда не обходилось без ошибок в подсчете и последующих за этим стрессов.

В настоящее время на рынке работает много компаний, предлагающих “бизнес-системы” для автоматизации работы аптечных предприятий. К сожалению, большинство “бизнес-систем” разрабатывается таким образом, что каждая имеет свои сильные и слабые стороны: различные уровни надежности программ, не всегда предусматривается связь между аптекой и ЛПУ, решение проблем онлайновых платежей, учет в рецептурно-производственном отделе и т. п. Поэтому, прежде чем внедрять определенную систему, желательно ознакомиться с работой аптек, уже работающих с ними, и делать свой выбор с учетом заключений практиков.

Автоматизация сети аптек требует значительных затрат. По этой причине многие аптеки не решаются менять стиль работы. В то же время для аптечных киосков или небольших аптек существуют вполне возможные технические решения на базе относительно недорогих отечественных кассовых аппаратов, оснащенных специальной электронной платой для связи с компьютером и сканером для считывания кодов. Как показал опыт, затраты на автоматизацию очень быстро окупаются, а преимущества, которые она дает, позволяют достойно выдерживать постоянно усиливающуюся конкуренцию на фармацевтическом рынке. Другого пути для успешного бизнеса, чем освоение современных технологий, нет.

Существование современной индустриальной системы хозяйствования и управления стало возможным в результате появления штрих-кода. Преимущества использования штриховых кодов для автоматического сбора данных очень просты: скорость и точность, Доказано, что скорость ввода информации при считывании штриховых кодов, по крайней мере, в 100 раз быстрее и в 10 000 точнее традиционного ручного ввода, что приводит к значительному увеличению эффективности и продуктивности любых операций [4].


Список использованной литературы

  1. Штриховые коды для потребительских товаров.
    Азбука штрихового кодирования. Изд. EGRI. 1996. С. 8.
  2. Голункова О. Компьютерные системы – незаменимые помощники
    //Аптечное дело. Март. 2002. С. 30.
  3. Фармацевтический вестник. 1997. № 21.
  4. ЮНИСКАН. Информационный бюллетень ассоциации автоматической индексации. 2000. № 18. С. 11.



ПРИЛОЖЕНИЕ

СПИСОК КОДОВ (ПРЕФИКСОВ) СТРАН,
ИСПОЛЬЗУЮЩИХ МЕЖДУНАРОДНУЮ СИСТЕМУ EAN



вверх