![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ |
![]() |
![]() ![]() |
![]() Кадровый менеджмент |
![]() |
|
Т. Чекменева |
![]() |
Театр начинается с вешалки. Дом строится от печки. С этим все ясно. А с чего начинается … аптека? С нарядной витрины? С полок, богато заполненных актуальным ассортиментом? . … Вот у окошка отдела безрецептурного отпуска ЛС не очень молодая, аккуратно, но более чем скромно одетая женщина. “Девушка, мне, пожалуйста …” (не будем заниматься рекламой, просто скажем, что далее следует название относительно недорого импортного средства – рублей за 70–80, из разряда безрецептурного отпуска). После отстраненного “девушкиного” “нет его” повисает пауза, которую нарушает не фармацевт (хотя он-то и должен!), а покупательница: “А что есть похожее?” В ответ бедняга слышит название дорогущего заокеанского препарата стоимостью, как минимум, с двумя нулями и явно не после единицы или двойки. Если покупательнице было бы уже лет семьдесят, она бы откровенно сказала: “Да что ты, внучка, мне бы что подешевле”. Не надо ведь иметь диплом психолога, чтобы предположить, что ЭТОЙ посетительнице такое лекарство может быть не по карману. И скромная женщина, которой в затылок дышит очередь, просто не может в этом признаться и ограничивается: “А что-нибудь взамен вы не порекомендуете?” Равнодушное “это вам врач должен сказать” завершает сцену. Все. Занавес опустился. Опустился над витриной, где были минимум два-три подходящих препарата отечественного производства не дороже 50 руб. Можно не сомневаться, несостоявшаяся покупательница посетит врача или “все знающую” подругу, чтобы про свое лекарство выяснить, а может, и еще проще – пойдет в аптеку на соседней улице, где ее выслушают, подскажут, и она уйдет с покупкой пусть за 53 руб., но не униженная и ненужная. Пресловутый же полтинник можно смело заносить в убытки, которые сия “девушка” нанесла родной аптеке. А ведь такие “недовложения” не вычтешь из зарплаты! Предвидим возражения: “Да какие вычеты, какие наказания, где нам выбирать: плохие работники – хорошие, когда кадров просто не хватает, НИКАКИХ!!! Не идут они на мизерные зарплаты”. Правильно, на мизерные – не идут. А если кадры будут подобны нашей “девушке”, кстати, взятой из реальной жизни аптеки Северного округа Москвы, других зарплат и не будет. Откуда им взяться? Вспомните, аптека-то была не муниципальная, у которых своя грустная песня (но об этом чуть позже), а АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО, где свято работает принцип: “утром стулья – вечером деньги”, причем последние напрямую зависят от количества проданной “мебели”. И случай этот не единичный. Не говоря уж о бескрайних просторах России, и в благополучной столице от различных ОАО, ООО слышны те же жалобы на нехватку средств. Хотя в условиях рынка проблемы собственника решает в первую очередь сам собственник, на пятки которому наступают конкуренты, отбирая и покупателей, и деньги. “При прочих равных условиях кадры – главный критерий конкурентоспособности аптечных организаций”. Это придумали не идеологические дилетанты и “свободные” экономисты, а констатировала организация уважаемая и знающая проблему – кафедра организации и экономики фармации ММА им. И.М. Сеченова. И не только констатировала, даже объединила все многочисленные факторы, способные помочь аптеке достигнуть успеха, в два “тройных” правила: “трех К” и “трех Т”. ККК – это “Культура, Компетенция, Качество”. А три “Т” – “Товар, Труд, Творчество”. Что же получается? Если не считать “товар”, то ВСЕ остальные компоненты напрямую связаны с кадрами. Причем речь идет именно о всех кадрах аптеки, о коллективе. От того, есть он или нет, успех, в т. ч. и в рублевом эквиваленте, столь важном для привлечения новых кадров и немизерных зарплат, и зависит. И как бы ни бился директор аптеки, без команды он, как в футболе, – ничего не сможет. А просто “хороший работник” и “работник, хорошо работающий в коллективе” – это, увы, не всегда одно и тоже. Здесь необыкновенно важно, чтобы и новый человек, приходящий в коллектив, сам был готов стать его членом, и коллектив не отторгал новичка. И может не было бы этих равнодушных и одновременно априори готовых к самообороне (от всех!) “девушек”, если бы коллеги, проработавшие вместе десяток-другой лет, с первого дня видели в них не конкурентов со всеми вытекающими отсюда последствиями, а помощников, и не словами, а собственным примером научили их общаться и друг с другом, и с покупателями. Ведь коллектив аптеки – почти стопроцентно женский, а более чем половиной женщин, как показывают исследования, климат в рабочем коллективе ставится на первое место, даже приоритет высокой зарплаты не имеет значение. Кстати, в коллективе по-настоящему дружном, с хорошим руководителем – “пробивным” и при этом честным, порядочным, который в духе Суворова “слуга царю, отец – солдатам”, и денежные проблемы решаются легче, во всяком случае, справедливее. Возникает сразу вопрос: так что же больше всего мешает кадрам? Финансовая ситуация, которую любят сравнивать с разрухой? Вспомним слова булгаковского профессора Преображенского о “локализации” разрухи: не вокруг нас она, а внутри – в голове! Кстати, наука общения – может, одна из самых важных для провизора и фармацевта, не меньше, чем модный “менеджмент”, если вкладывать в него смысл только экономический, управленческий. Хорошего менеджера, то бишь управляющего, в аптеке может быть достаточно одного – ее руководителя, а вот уметь общаться должны все до единого в торговом зале. И на первый план здесь выходит наставничество, надежное плечо старшего товарища. “Да некого нам наставлять, некого!”, – вновь слышен крик души. Увы, у “кадровой медали” эта сторона может быть не только обратной, а самой что ни на есть фасадной, лицевой, особенно для аптек, “сидящих на бюджете”. Не идет туда молодежь. Или приходит, но после первой зарплаты кладет заявление об уходе на стол. Спору нет, велик соблазн покинуть аптеку, терпящую трудности изготовления мазей и порошков для стариков и многодетных, тяготы льготного отпуска ЛС. Тем более что выбор – куда приложить молодые фармсилы – велик. Не говоря уже о многочисленных оптовых компаниях, число аптек акционированных, частных где-то под 40% по России, а в столице куда больше. А то вот еще рожденные (с самыми благими целями) распоряжением премьера Москвы от 19.01.01 № 32 передвижные автоаптеки, которые создавались для того чтобы охватить все отдаленные “спальные” уголки, а сбились “в стаи” возле метро и самых что ни на есть “бодрствующих” мест – рынков, торговых центров, крупных магазинов. Ведь не секрет, что зарплаты они предлагают куда выше “муниципалов”. Но вот парадокс: и у “оптовиков”, и в “новой мелкой рознице” львиная доля сотрудников не имеют дипломов фармацевтов или провизоров. Не особенно охотно идут они “на колеса”. Возможно потому, что многое из того, чему их учили в институтах, академиях, колледжах и училищах, нарушать придется? Кстати, об учебе. Впрочем, нет, не кстати, а о самом важном – порядке получения фармацевтического образования. Что если именно в нем и есть будущее спасение аптек и решение их кадровой проблемы? Не в том смысле, что “ученье – свет”, а кадры у нас неученые. Совсем наоборот. Подготовка прекрасная, и стены вузов покидают высококлассные специалисты, только куда же они потом деваются? Может, это и не во всем ноу-хау, но позволим себе высказать парочку-другую предложений, как этими яркими учеными огоньками осветить нелегкую дорогу аптечной организации. Мысль первая уже достаточно освоена – теснейшее сотрудничество аптек с профильными вузами и колледжами на предмет повышения квалификации, получения сертификатов и категорий. В конце-концов, перспектива роста – дело не последнее, и если кадры аптек “бюджетных” будут здесь иметь “самую зеленую улицу”, – можно только приветствовать. Причем их “улица” должна зеленеть только от открытого светофора, а не от цвета американских рублей, а вот для частных аптек и подход должен быть частным. А еще лучше, если бы специалист, получивший сертификат или – а почему бы и нет? – диплом о высшем (среднем) фармацевтическом образовании за счет средств бюджета, бюджетной же аптеке их и вернул за годик-другой. Между прочим, появились отрасли и вузы, где к идее реформации – в новой форме распределения части выпускников – уже обращаются. Да, иногда дорога “назад в будущее” существует и за пределами Голливуда! И пусть работает юная выпускница фармучилища в аптеке, которая в самом прямом смысле открыла ей дверь в вуз, пусть работает для своей и общей пользы. Думается, что после общения с такими “кадрами” наша немолодая покупательница не только уйдет, прижимая к груди заветную коробочку, но и будет возвращаться каждый раз именно в эту аптеку, когда баночки, тюбики и коробочки понадобятся ей в будущем. А это значит, что будущее будет. У всех: у покупателей, молодых кадров, и, конечно же, у аптеки. Может, стоит попробовать? |
![]() |
![]() |