![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ |
![]() |
![]() ![]() |
![]() Школа молодого руководителя |
![]() |
![]() Аптеку проверяет налоговая полиция ![]() |
![]() |
Е.М. Куньщикова, помощник аудитора аудиторской фирмы “Результат-Фарм” |
![]() |
Только в течение одного года руководитель аптеки неоднократно встречает, а потом с облегчением провожает инспекторов из Госпожарнадзора, Управления Министерства по налогам и сборам, Лицензионного комитета, Госсанэпиднадзора, торговой и трудовой инспекции и т. д. Постепенно к таким проверкам стали привыкать. Приход же налоговой полиции у многих вызывает шок. “Что случилось? Почему? Что будут проверять? Зачем изымают документы? Что будет, если о такой проверке узнают деловые партнеры?”... Потом, конечно, все прояснится, и руководитель успокоится. Но чтобы волнение совсем прошло, надо сориентироваться в ситуации и найти ответы на возникшие вопросы. Наши консультации помогут вам в этом.
По нашему мнению, возместить убытки в вашем случае нереально. Дело в том, что убытки должны быть причинены неправомерными действиями как написано в Гражданском кодексе РФ. А в вашей ситуации налоговая полиция прямо не требовала закрыть аптеку. Чтобы возместить убытки, вы должны обратиться в суд. Суд уже будет оценивать – были ли действия налоговой полиции неправомерны. И уже на основе этого решать вопрос о возмещении причиненного аптеке убытка.
К таким действиям можно отнести требование налоговой полиции, например, закрыть аптеку на время проверки. Заметим, что у налоговой полиции в отличие от милиции такого права нет. Поэтому требование о закрытии аптеки можно трактовать как неправомерные действия. И убытки, которые возникли бы из-за выполнения этого требования, налоговая полиция должна была бы возместить.
Федеральная налоговая полиция в своей деятельности руководствуется приказом ФСНП России от 13.09.02 № 410 “О внесении изменений и дополнений в Инструкцию о порядке назначения и проведения проверок налогоплательщиков федеральными органами налоговой полиции, утвержденную приказом ФСНП России от 25.06.01 № 285” (далее – Инструкция о проведении проверок) (зарегистрирован Минюстом России 04.11.02). При проведении проверок налогоплательщиков налоговые полицейские, как указано в Инструкции о проведении проверок, руководствуются Налоговым кодексом РФ, Законом РФ от 24.06.93 № 5238-1 “О федеральных органах налоговой полиции” (далее – Закон о полиции), Федеральным законом от 12.08.95 № 144-ФЗ “Об оперативно-розыскной деятельности” (далее – Закон об ОРД), иногда – Уголовно-процессуальным кодексом (УПК РФ). Налоговая полиция проводит проверки, когда у нее есть основания предполагать, что в организации совершено налоговое преступление. Поэтому проверки налоговой полиции конечно же не являются теми налоговыми проверками, которые проводит налоговая инспекция согласно НК РФ.
По результатам проверки может быть принято одно из трех решений – о возбуждении уголовного дела или об отказе в возбуждении, или, если найдено налоговое правонарушение, за которое ответственность предусмотрена НК РФ, о передаче дела в налоговый орган. В новой редакции Инструкции о проведении проверок прямо написано, что при принятии таких решений налоговая полиция должна руководствоваться УПК РФ. То есть решение должно быть принято в течение 3 дней, а в исключительных случаях – в течение 10 дней по окончании проверки (ст. 144 УПК РФ).
Приказом ФСНП России от 1З.09.02 № 410 расширены полномочия по объему проверки. Во-первых, из п. 3 Инструкции по проведению проверок прежней редакции исключено положение о том, что полиция может проверять только истекшие налоговые периоды. Таким образом, теперь при поверке налоговые полицейские смогут “прошерстить” и текущий период. Во-вторых, в этот же п. 3 Инструкции добавлено правило о том, что проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. В-тpeтьих, снято ограничение по одновременной проверке головной организации и ee филиалов и (или) представительств. В соответствии со старой редакцией такая проверка могла проводиться только при условии, если сам налогоплательщик и его филиалы (представительства) находятся по разным адресам. Теперь эта фраза исключена. В-четвертых, налоговые полицейские теперь смогут проверить и достоверность отражения налогоплательщиком произведенных операций в налоговом учете, тогда как по старой редакции Инструкции о проведении проверок они могли проверить только бухгалтерский учет и отчетность (п. 11). Но есть и позитивные моменты. Наконец-то налоговые полицейские признали, что они не могут начислять пени по результатам проверки. Об этом свидетельствует исключение из п. 16 Инструкции (где указано содержание акта о проверке) обязанности налоговых полицейских указать в акте пени, а также из формы самого акта (приложение 10 к Инструкции) строки о суммах начисленных пеней. На постановлении о проверке указана дата 15 января, а фактически проверка начата 17 января. От какой даты следует вести счет начала проверки? Согласно п. 4 Инструкции о проведении проверок (в ред. приказа ФСНП России от 13.09.02 № 410) проверка считается начатой в день вручения налогоплательщику (его представителю) постановления о проверке. Если налогоплательщик отказывается от вручения (а также отказывается присутствовать при проведении проверки), один из проверяющих должен сделать в постановлении запись об этом. В соответствии со старой редакцией Инструкции такой отказ должен был удостоверяться подписями всех проверяющих, по новой же – достаточно подписи одного. Если налогоплательщик отсутствует “на объекте” во время проведения проверки, постановление будет направлено ему заказным письмом по его местонахождению и будет считаться полученным на шестой день с даты отправки (п. 9 Инструкции о проведении проверок). Может ли налоговая полиция производить в аптеке выемку документов? Здесь надо сразу уточнить, идет ли речь о выемке или изъятии документов? Дело в том, что выемка – это процессуальное действие по возбужденному уголовному делу. Выемка в рамках действия Налогового кодекса РФ не распространяется на действия органов налоговой полиции. Глава “Налоговый контроль” НК РФ к полиции не имеет отношения. Действия налоговой полиции регламентируются уголовно-процессуальным и оперативно-розыскным законодательством. Означает ли это, что налоговая полиция без санкции прокурора не может забрать документы у налогоплательщика? Нет, это не так. Дело в том, что налоговая полиция согласно ст. 15 Закона “Об оперативно-розыскной деятельности” может изымать предметы, материалы, сообщения. И поскольку документы рассматриваются как материалы учета, право на изъятие таких документов у налоговой полиции есть. Обратим внимание на то, что изъятие документов может быть проведено только в рамках оперативно-розыскного мероприятия, например обследования помещений. До возбуждения уголовного дела (а проверки налогоплательщиков как раз до возбуждения уголовного дела и проводятся) изымать документы нельзя, поскольку в перечне оперативно-розыскных мероприятий такое действие отсутствует (ст. 6 Закона об ОРД). Какой документ или решение обязана предъявить налоговая полиция на право изъятия документов? Для изъятия документов никакого дополнительного решения не требуется. Распоряжение, подписанное начальником оперативного подразделения налоговой полиции, должно быть только для проведения обследования. На право проведения изъятия никакого отдельного документа не должно быть. Должны ли при изъятии документов присутствовать понятые? Приказ ФСНП России от 25.06.01 № 285, который регламентирует порядок проведения проверок налогоплательщиков, в т. ч. изъятие, рекомендует привлекать понятых. Но понятые – это не обязательное условие. Причем, даже если понятые привлекаются, их не обязательно должно быть двое. На практике фактически понятые всегда привлекаются, без них налоговая полиция старается документы не изымать. На складе фармацевтической компании налоговая полиция совместно с управлением по борьбе с экономическими преступлениями обнаружила партию фальсифицированных лекарственных средств. Началось изъятие документов в таком порядке: папки с платежными поручениями, договорами, счетами-фактурами складывались в коробки. В описи указаны только папки с наименованием документов за такой-то период... По нашему мнению, это нарушение. Что нам делать а таком случае? Если папки с документами складывались в коробки, затем коробки опечатывались, а на опечатывающих лентах ставились подписи понятых, то в этом случае уже после изъятия в орган налоговой полиции приглашают представителей налогоплательщика, понятых, в их присутствии вскрывают эти картонные коробки и описывают каждый документ, который находится внутри. Аптека для расширения своего ассортимента закупила бальзамы с наклеенными акцизными марками (не зарегистрированы в Госреестре ЛС). Налоговая полиция потребовала от нас аппарат по проверке акцизных марок. А разве аптека обязана его иметь? Требования о наличии аппарата в розничном предприятии для определения подлинности акцизных марок нигде нет. Например, в нормативных актах, которые регламентируют продажу алкогольсодержащей продукции (Федеральные законы от 22.11.95 № 171-ФЗ “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции” (в ред. от 25.07.02 № 116-ФЗ); от 30.12.01 № 196-ФЗ “О введении в действие Кодекса РФ об административных правонарушениях”) нет требования о наличии в розничном предприятии такого аппарата. В ОАО “Областная фармация” совершена кража контейнера с лекарственными средствами. В связи с этим во всех аптеках города налоговая полиция проводила проверки. И как “назло” мы не смогли ей предъявить документы на поступление партии горчичников и лейкопластырей, видимо, сказалось волнение или документы действительно были утеряны. Что нас ждет в такой ситуации? В лучшем случае административный штраф в размере 100 МРОТ (за непредоставление документов по требованию налоговой полиции). А дальше покажут результаты расследования. Аптека в течение ряда лет пользовалась услугами консалтинговой компании по минимизации налоговых платежей. И вроде все было хорошо, но пришла налоговая полиция и арестовала наш счет в банке, мотивируя тем, что у нас отсутствуют какие-то документы. Разве это серьезный аргумент для ареста счета? “Арестовывать счета” – не совсем корректный термин. В ст. 11 Закона РФ от 24.06.93 № 5238-1 “О федеральных органах налоговой полиции” используется термин “приостанавливать операции по счетам”. В указанном Законе не конкретизировано, какие именно приостанавливаются операции по счетам. На практике чаще всего приостанавливаются расходные операции. Основания для этого могут быть разные: за непредставление документов, связанных с исчислением и уплатой налогов. Это могут быть как запрошенные первичные документы, так и расчеты, бухгалтерская отчетность и т. д. Такие меры применяются сроком до 1 месяца. В случае приостановления расходных операций по банковскому счету как быть с уплатой налогов? Наступает ли в этом случае ответственность за просрочку уплаты налогов? Да, наступает. Приостановление операций по счетам не освобождает от обязанности уплачивать налоги в установленные сроки. Тем более что существуют разные способы уплаты, ведь можно заплатить и через Сбербанк. Но лучше в такой ситуации представить налоговой полиции документы по оплате налогов, и в тот же день будет прекращено приостановление операций по расчетному счету. |
![]() |
![]() |