![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
ИЗБРАННЫЕ СТАТЬИ |
![]() |
![]() ![]() |
![]() Актуальное интервью |
![]() |
![]() Сделать лекарства доступными ![]() |
![]() |
![]() А.М. Афанасьев в интервью И.Э. Коману, главному редактору журнала "Новая Аптека". |
АФАНАСЬЕВ А.М., председатель подкомитета по организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Государственной Думы РФ |
![]() |
В последние годы многими профессионалами отрасли высказываются критические суждения по поводу несовершенства действующей законодательной базы фармацевтической службы. Что, по Вашему мнению, в первую очередь необходимо сделать в этом направлении? |
![]() |
Работа над поправками к Федеральному закону "О лекарственных средствах" - одно из важных направлений в деятельности нашего Подкомитета. В год принятия Закона отношение к фармации было несколько иным и она находилась на другом этапе развития. В настоящее время меняется концепция развития отрасли, и законодательная база должна отвечать современному состоянию фармации. Над совершенствованием этого Закона мы долгое время работали совместно с многими региональными органами управления фармацевтической службы. В Интернете был открыт специальный сайт. Таким образом была предоставлена возможность всем желающим принять участие в доработке этого важного Закона. В новой редакции законопроекта приведены вновь или уточнены некоторые основополагающие термины, определения и понятия; уделено внимание составляющим фармации: производственному, оптовому и розничному секторам фармацевтического рынка, фармацевтическим кадрам; более четко прописан каждый субъект фармацевтического рынка. Хотелось бы отметить и такой важный момент, как внесение поправки, связанной с фальсификацией лекарственных средств, в Уголовный кодекс РФ. Это те базовые первоочередные задачи, решение которых позволит формировать и совершенствовать всю законодательную базу фармацевтической отрасли. |
![]() |
![]() |
![]() |
Как Вы относитесь к тому, что в отдельных регионах России вынуждены заниматься разработкой и утверждением своего территориального законодательства? |
![]() |
Они не вынуждены. Это их право - право субъектов РФ заниматься разработкой собственных законов. Право каждого субъекта принимать свои законы, которые могут расширять действия федеральных законов в оказании дополнительных услуг или помощи населению, т. е. региональный закон может и должен быть направлен на улучшение лекарственного обеспечения населения или повышение уровня медицинского обслуживания. Но закон субъекта федерации не может противоречить федеральному закону и не может его сокращать. |
![]() |
![]() |
![]() |
В последнее время отмечается обострение проблемы лекарственного обеспечения сельского населения. Какие пути выхода из создавшейся ситуации, на Ваш взгляд, могли бы быть наиболее оптимальными? |
![]() |
Проблема очень сложная и касается не только сельских аптек, но и фельдшерских пунктов. И беда в том, что этими вопросами занимаются недостаточно, хотя им и была посвящена одна из выездных коллегий Минздрава России летом 2001 г. В настоящее время село находится в большом запустении, у государства нет денег на финансирование убыточных сельских фельдшерских и акушерских пунктов, амбулаторий. По моему мнению, необходимы дополнительное нормотворчество и государственная поддержка лекарственного обеспечения сельского населения. |
![]() |
![]() |
![]() |
Каковы тенденции или основные направления развития фармацевтических структур современного мегаполиса? |
![]() |
Тенденция одна - выживают те, кто может обеспечивать на рынке наиболее приемлемые условия лекарственного обеспечения для населения. Мне лично не нравится ситуация, когда в некоторых регионах идет повальное увлечение приватизацией. Фармация относится к той отрасли, которая должна в той или иной степени регулироваться государством. Присутствие государственного сектора в данной сфере - необходимо! Нужна грамотная стратегия развития аптечной сети страны в разрезе субъектов РФ, которая должна быть принята на федеральном уровне. К сожалению, руководство некоторых регионов считает, что необходимо избавиться от государственных и муниципальных аптек. В настоящее время в одних регионах России существует только государственный сектор аптек; в других - его уничтожили, отдав лекарственное обеспечение в руки частного предпринимательства. Оптимально, чтобы на рынке присутствовали фармацевтические организации всех форм собственности, развивались и аптечные сети. Сеть - это большой бизнес. А аптека может быть небольшим семейным, частным делом. Никто не говорит о том, что одна отдельно взятая аптека должна проиграть перед сетями. Это будет зависеть от разных факторов, и в первую очередь от управления данной аптекой. Думается, что наиболее реальная модель - это оптимальное соотношение государственных аптек, частных аптек, где будут присутствовать сетевые аптеки и аптеки… |
![]() |
![]() |
![]() |
Кто, по Вашему мнению, должен заниматься и возьмет на себя ответственность за судьбу государственных (муниципальных) аптек? |
![]() |
Ответ в вашем вопросе. Государство. Проблема в другом. В свое время произошла приватизация государственной собственности. Аптека как более консервативная структура не участвовала в этом процессе. Поэтому сейчас некоторые деятели этой отрасли, государственные деятели считают, что настало время и они могут "прихватить" неприхваченное. Сейчас, например, в С.-Петербурге высказывается идея о сплошной приватизации аптек. Это приведет к тому, что аптечная сеть города будет уничтожена через полгода, максимум через год. |
![]() |
![]() |
![]() |
Какие меры планируются по совершенствованию лекарственного обеспечения декретированных слоев населения? |
![]() |
Было бы хорошо, если бы все инвалиды, льготники получали лекарства бесплатно или со скидкой. Мне нравится позиция министра здравоохранения, который неоднократно говорил о том, что надо быть честным перед населением: если мы не можем оказывать задекларированный объем услуг, потому что лекарства дороги, то этого можно и не обещать. Сегодня и так уже законы нарушаются, и далеко не во всех регионах отпускают лекарства со скидкой и бесплатно всем тем, кто имеет право их получать. |
![]() |
![]() |
![]() |
Как Вы оцениваете состояние фармацевтической промышленности? |
![]() |
Очевидно то, что невыгодно разрабатывать новые лекарственные средства. Наблюдается спад в экономике. Хотя и государство, и фармацевтические компании должны вкладывать деньги в новые технологии, новые препараты. Как мне кажется, сегодня наша "слабоподъемность" заключается в "искусственно заторможенных" сроках разрешения на введение в действие новых препаратов: 5 лет - на разработку, 5 лет - клиника, время, уходящее на получение документов, делают неинтересными новые разработки. Фирмам сегодня невыгодно заниматься этим делом, т. к. очень долог цикл от изобретения до разрешения на производство лекарственного препарата. Заявки на регистрацию лекарственных средств, которые подаются сегодня, это комбинирование и интерпретация старых препаратов. |
![]() |
![]() |
![]() |
Не наблюдается ли стратегической зависимости России от импортных субстанций? |
![]() |
Весь мир сегодня покупает субстанции. А у России пока нет средств на открытие производства по их выпуску. Производство субстанций в России сегодня будет обходиться очень дорого. В настоящее время большая проблема в России сделать лекарства доступными для уважаемых россиян, и им неинтересно, как быстро был разработан и изучен новый препарат, если они не смогут его купить. Да, конечно, важно, чтобы государство взяло на себя финансирование разработок и производство отдельных субстанций, которое должно дотироваться из бюджета для того, чтобы лекарства, полученные из них, были доступны. |
![]() |
![]() |
![]() |
Ваша деятельность на посту председателя Подкомитета по организации фармацевтической деятельности и лекарственного обеспечения Государственной Думы РФ приносит Вам удовлетворение? |
![]() |
Можно с уверенностью сказать, что теперь фармация является не падчерицей здравоохранения, а самостоятельной отраслью в системе здравоохранения, которая подчиняется общеэкономическим законам и которая должна находиться постоянно под контролем законодательной и исполнительной власти. |
![]() |
![]() |